Кошка в Египте

Правда ли, что за убийство кошки в Древнем Египте приговаривали к казни?

Часто выясняется, что многие, казалось бы, неопровержимые факты дошли до нас сквозь историю искаженными и не соответствующими истине. Отношение египтян к кошкам как к божественным созданиям не относится к такому роду фактов. В Древнем Египте кошка действительно считалась священным животным и божеством, которое отвечает за плодородие.

Но к кошке относились с почтением не только из-за ее божественного происхождения, но еще из-за ее пользы в хозяйстве: четвероногие бдительно охраняли амбары и склады от грызунов, уничтожавших зерно. Следы почитания кошек можно найти повсюду на местах археологических раскопок в Египте: мумифицированные тела кошек на древних кладбищах, надписи о кошках на гробницах, изображения кошек на посуде. Наконец, найдены записи, говорящие о том, что в каждом египетском храме жила своя кошка, которую окружали почет и уважение.

В Древнем Египте кошки действительно обладали особым статусом, и за ее убийство обвиняемый представал перед судом, который рассматривал случай, исходя из того, где жило погибшее животное, не принимая во внимание преднамеренное ли это было убийство или случайное. Если кошка жила во дворце или при храме, обвиняемый приговаривался к смерти. Если же это была обычная уличная кошка, обвиняемый приговаривался к телесным наказаниям и крупному штрафу, но такое наказание не шло ни в какое сравнение с неуважением и презрением со стороны соседей к тому, кто совершил страшное преступление.

Любовь и почитание кошек жителями Древнего Египта была даже сильнее запретов со стороны фараона. В 60 году до нашей эры фараон Птолемей XII отменил смертную казнь за убийство кошки. В этот же год Египет посетил греческий историк Диодор Сицилийский, который стал свидетелем интересной сцены. В те годы Римская Республика уже активно вмешивалась в дела эллинистического Египта, а римские торговцы и государственные деятели свободно передвигались по улицам египетских городов. Одна из римских повозок случайно задавила кошку, и испуганный возничий поспешил укрыться от разгневанной толпы египтян в своем доме. Возмущенные жители, несмотря на уговоры посланников фараона, вломились в дом несчастного и убили его.

Кошачий культ просуществовал в Египте вплоть до 390 года нашей эры, пока византийские наместники не запретили почитать кошек. С тех пор они перестали считаться священными животными, но народная любовь к ним сохранилась.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

comments powered by

Значение кошки в древнем Египте

Кошки Древнего Египта прославились на весь мир благодаря почтительному отношению египтян к этим восхитительным животным. Они наделяли их положительными человеческими качествами. Считалось, что кошки обладают мистической силой и им известно, какие тайны хранятся в потустороннем мире. Кошки становились свидетелями проведения религиозных обрядов. Защищали своих хозяев и дома от злых духов.

Вот что написано на одном из постаментов в Долине царей:

«Вы, Великий Кот, воплощение справедливости, покровитель вождей и святой дух. Вы действительно Великий Кот».

Высокая роль животных в египетском обществе объявляется тем, что основным промыслом в государстве было занятие сельских хозяйством. А это означает, что постоянно требовалось бороться с нашествием мышей, крыс и змей. По-видимому, египтяне узнали, что кошки могут охотиться на незванных гостей и подбрасывали им специально еду, чтобы они приходили на склады и поля почаще.

Все это происходило рядом с населенными пунктами, поэтому кошки постепенно начали привыкать к людям и стали проживать совместно с ними. Котята начали появляться уже в безопасном укрытии – человеческом доме. Кошек использовали для толкования сноведений. Они могли предсказать, хорошим ли будет урожай.

Различия между дикими и домашними кошками в Египте не было. Всех их называли «миу» или «миут». Происхождение этих слов неизвестно, но вероятно, что они возникли от звука, который произносят животные – мяуканье. Так называли даже маленьких девочек, подчеркивая их отличные черты: мягкость характера, хитрость и ум.

Кошки в истории Древнего Египта

Кошки Древнего Египта

В древнем Египте существовали две породы кошек. «Камышовый кот» и «Африканская дикая кошка». Последние имели более спокойный характер и были одомашены. Существует доказательство того, что все родословня всех домашних кошек пошла с Египта.

Считается, что первые животные были завезены в Египет из Персии около 2000 г. до н.э. из Нубии во время Нового царства. Хотя на самом деле это мнение ошибочно, посколько археологи нашли в кургане рядом с Асьют на юге страны мужчину, преданного земле вместе с кошкой. Захоронение датируется около 6000 г. до н.э. Предполагается, что кошки были одомашнены около 2000 г. до н.э. А собаки – примерно 3000 г. до н.э.

В период Нового царства изображения кошек можно встретить в гробницах людей. Хозяева часто брали с собой на охоту кошек для ловли птиц и рыб. Наиоблее распространены рисунки, где кошка сидит под или рядом со стулом хозяина дома, что означает защиту и дружбу.

Когда был построен город Бубастиса (Пер-Баст) в качестве царской резиденции для Шешонка I (XXII династия) культ кошки Баст находился в центре управления великой державы.

Геродот посетил Бубастиса примерно в 450 г. до н.э. и отметил, что даже не смотря на то, что храм Баст был не такой большой, как в другихх городов, но он был богато украшен и представлял интересное зрелище». Он также подтвередил, что ежегодный фестиваль Баст проводился в одном из самых популярных городов Египта.

Сотни тысяч паломников приезжали со всех районов Египта, чтобы веселиться, пить вино, танцевать, петь и молиться кошке. Фестиваль был настолько хнаменит, что пророк Иезекииль, предупредил, что «Молодые люди Авен и Бубастина падут от меча, а их города попадут в плен» (Иезекииль 30:17, VI в. до н.э.). Бубастин был разрушен персами в 350 г. до н.э. Культ Баст был официально запрещен указом императора в 390 г. до н.э.

Культ кошки в древнем Египте

Самым известным культом поклонения кошке была Баст. Также существовало несколько других древних идолов, связанных с животным. Нейт иногда принимала форму кошки. Кот был одним из священных символов Мут.

В Книге Врат и Книге Пещеры указано, что кошка представляла собой священное животное по имени Миути (Мати). Ей посвящен 11 раздел Дуате в Книге Ворот (предрассветные часы). И время, когда Ра ведет борьбу с врагами в Книге Пещер. Возможно, что этот культ связывался с Маути, изображенным в гробнице фараона Сети II и относится к Мау или Мау-Аа («Великая кошка») как одна из форм проявления Ра.

В 17 главе Книги Мертвых Ра принимает вид кошки, чтобы убить змею Апеп:

«Я, кот Май, бросился на дерева Персе в ночь Анну, когда враги Неб-эр-тчер» (вид Осириса) были уничтожены!»

Кошки также были связаны с «Глазом Ра» и Исидой, потому что они воспринимались как великие матери.

Убийство кошки в Древнем Египте

Мумия кошки в Древнем Египте

Многим животным, особенно в ранний период развития цивилизации, присваивались магические силы, как например, крокодилы, ястребы и коровы. Каждая кошка была связана с потусторонним миром и защищала простого человека при входе его в Царство Мертвых. Только фараон считался настолько могущественным, что все животные находились под его опекой.

За причинение вреда ей взимались очень высокие штрафы на протяжении всей истории Египта.

Во время популярности культа Баст, убийство кошки каралось казнью.

Диодор Сицилийский писал:

«Кто убьет кота в Египте, будет приговорен к смерти, совершил он это преступление умышленно или случайно. Люди собираются убить его. Несчатный Роман, он случайно убил кошку, но его жизнь не может быть сохранена. Так повелел царь Птолемей Египта».

Тем не менее, исследования мумий кошек свидетельствуют о том, что в Бубастисе им были причинены травмы или они были убиты преднаменно.

Процветала контрабанка по незаконному экспорту кошек в центр страны. Судебные записи подтврждают, что армия фараона была отправлена, чтобы спасти похищенных животных.

Геродот утверждал, что когда в доме случался пожар, сначала выносили кошек. Это объяснялось тем, что испуганные видом незнакомого человека кошки могут «прыгнуть в огонь». Может быть, эта история преувеличена, но она подчеркивает высокий статус животного в египетском обществе.

Философ рассказывает историю про любовь египтян к кошкам. Судя по всему, персы захватили несколько семей кошек и вывезли их за пределы Пелусии. Когда египетские войска увидели испуганных кошек на поле боя, они сдались, выручив своих верных друзей.

Процесс мумификации и погребения кошек в Египте

Когда кошка умирала, семья хозяина впадала в глубокий траут и брели брови. Тело кошки мумифицировали и хоронили, обустраивая склад с мышами, крысами и молоком. Некоторые могилы были обнаружены в Бубастиса, Гизе, Дендере, Бени Хасан и Абидосе. В 1888 г. в Бени-Хасане был найден кошачий некрополь с 80 тыс. мумий кошек.

Тело кота бальзамировали. Диодор писал:

«Обрабатывали кедровым маслом и специями для придания приятного запаха и сохранения тела в течение длительного времени».

Культ кошки в Древнем Египте

В Древнем Египте кошек воспринимали как божественное животное. Мифы и легенды Древнего Египта наделяли кошек положительными человеческими чертами характера. Кроме этого, в египетской мифологии считалось, что кот обладает мистической силой, тайными знаниями о потустороннем мире. Обряды религиозного характера не обходились без кошек, а также они защищали своих хозяев и их дома от злых духов.

На основании иероглифов времен Древнего Египта можно сделать вывод о том, что независимо от принадлежности кошки к домашней или дикой породе ее называли «миу», а кота – «миут». Есть предположение, что происхождение такого обозначения питомцев пошло от издаваемых животными звуков мяуканья. Кроме того, так же могли называть маленьких девочек, которые характером напоминали кошек – мягкие, ласковые, но при этом хитрые и умные.

Проявление кошки в истории Древнего Египта

Кошки в Древнем Египте были двух пород «Камышовый кот» или «Африканская дикая кошка». Именно они были первыми одомашненными питомцами, которые имели своего хозяина. Сам процесс приручения кошачьей породы происходил постепенно.

В те далекие времена именно Египет был известен на весь мир своим урожаем зерна. Мелкие грызуны не редко портили запасы, но было замечено, что кошка Древнего Египта, как и сейчас, является отличным охотником на мышей. Кроме этого, она не редко спасала людей от змей, которых также ловко ловила. Так, чтобы маленький хищник продолжал защищать их дом люди оставляли им вкусную, свежую рыбу. Кошки постепенно привыкли к этому и стали домашними. Это произошло около 2000 года до нашей эры.

Исторически известно, что во времена Нового Царства кошки в Египте изображались на многих предметах, в том числе даже на гробницах фараонов или людей менее известного уровня. Не редко случалось так, что великолепные охотничьи навыки эти животные проявляли во время совместной охоты с хозяином на птиц или во время рыбалки. Существует немало рисунков, где кошка сидит рядом со стулом хозяина, олицетворяя защиту, дружбу.

Еще кое-что интересное: Самые древние породы кошек

Кошка – одно из священных животных Древнего Египта

Египетская богиня с головой кошки Бастет – одна из самых популярных богинь, которым поклонялись древние египтяне. Она олицетворяла плодородие (женщин и земли), жизнь, домашний очаг. До того, как кошек стали считать и домашними животными Бастет изображали с головой львицы или в образе этого животного. После 2000 года до нашей эры изображения Бастет изменились – ее рисовали с кошачьей головой или в образе грациозной кошки.

У самой Бастет кошки были черного цвета. Кошку также связывали с Пашт (Луна), которая среди египетских богинь являлась темной стороной Бастет. В связи с этим считалось, что именно кошка напрямую связана с Луной.

Культ кошки в Древнем Египте имел яркого представителя – город Бубастиса, где находился храм, посвященный богине Баст. В этом городе также располагалась резиденция Шешонка I. Именно здесь проходили праздничные мероприятия, связанные с культом поклонения богине с кошачьей головой. Позже именно здесь нашли самое крупное захоронение кошачьих мумий.

Уникальная жизнь кошек в Древнем Египте

Всему миру известно, что кошку – священного животного Египта не просто почитали, а делали все, чтобы сохранить ей лучшую жизнь. Существует немало фактов о том, что священная кошка храма имела не только лучшую еду, которая выращивалась специально для нее, но и человека, который всю жизнь посвящал только уходу за ней – организовывал ее отдых, музыкальное сопровождение, пространство. Кроме того, эта профессия передавалась по наследству и считалась одной из важнейших.

Если кошка в доме заболевала, то хозяин шел в храм для жертвоприношения, в качестве которого становился домашний скот или большая доля запасов семьи. Жрецы забирали дар и просили богов, чтобы они излечили питомца.

Еще кое-что интересное: Кошка в Китае

В том случае, если кот все же умирал, то вся семья должна была выдерживать траур, во время которого все много молились, сбривали брови и в пищу употребляли только очень скромную пищу. Сама процессия похорон включала мумификацию, после которой животное укладывали в гроб, украшенный в соответствии с достатком хозяина животного – сам гроб выполняли из дерева и украшали золотом, драгоценными камнями, резьбой и различными рисунками. По этой причине бедняки не держали кошку дома. Вместо этого у них были фигурки этого животного или самой богини Баст.

Убийство кошки в Древнем Египте каралось смертью или очень большим штрафом. Жестокость наказания могла рассматриваться в соответствии со статусом хозяина питомца – если человек убьет древнейшее животное богатого человека, то можно получить очень строгое наказание вплоть до смертной казни. При этом случайность или преднамеренность убийства не имело значения.

Современный взгляд на кошку в Египте

Путь кошка Египта от божества до убожества прошла за несколько тысячелетий. Сейчас этих грациозных животных так серьезно не почитают. Многие уличные коты научились жить дружно даже с собаками. В отелях можно встретить множество кошек, которые вольготно гуляют. Их кормят, о них заботятся местные сотрудники. При этом они очень ласковы и добры к каждому постояльцу. Некоторые улицы настолько заполнены кошками, что наступить, не задев грациозного хищника, не получится.

Многие посетители Египта считают местных кошек слишком худыми и, на первый взгляд кажется, что они брошены. Однако, это не совсем так. Настоящая египетская кошка имеет довольно худощавое телосложение, с длинными ногами и слегка вытянутой мордочкой. Шерсть у них довольно короткая. Такие изменения в телосложении многих питомцев связаны с климатом Египта. Но и пушистых представителей кошачьих там также можно встретить в достатке, ведь первые кошки были привезены из Персии.

Что означает египетская богиня с головой кошки

Древние египтяне свято верили в то, что каждое животное наделено величайшей силой, поэтому их отношение к ним было наполнено уважением и священным трепетом — как к бережно хранимым реликвиям. Однако самым почитаемым животным считалась египетская кошка-богиня.

Возникновение культа кошек

Сейчас сложно объяснить всю глубину поклонения кошке, которую описывает египетская мифология. Если свести к простейшему, то можно говорить о том, что люди, жившие в те времена, ассоциировали ее со своим жилищем, любовью, браком и, конечно же, своего рода защитой от дьявола.

Первые иероглифы, означающие слова «кот» и «кошка», расшифровываются как «минт» и «миу» соответственно. В русском языке транскрипция этих слов схожа с привычным для нашего слуха «мяукать».

Статуэток и рисунков кошек сохранилось немало. На многих из них можно увидеть, как на груди священного животного размещен жук скарабей. Это еще один почитаемый в Египте символ, с которым связывали понятие жизни.

Как рассказывается в документальном фильме «Кошки Египта: от божества до убожества», эти животные были привезены из Нубии. Прежде чем стать обычными одомашненными животными, которых люди обожают за доброту, мягкость и грацию, кошки были защитницами. Они охотились на мелких грызунов и тем самым спасали провизию, хранящуюся в амбарах. Кошки уничтожали крыс — переносчиков заразы, например, чумы, и этим предотвращали эпидемии.

Когда Египет превратился в могущественное государство, основу его благополучия составляли зернохранилища. Доверху наполненные пшеницей, они служили гарантом благополучия. Целых четыре месяца, когда Нил разливался, можно было не бояться голода. Для обеспечения сохранности зерна и требовались коты, безжалостно истребляющие крыс и мышей.

Так началось обожествление этих животных как существ, воплощающих в своих образах конкретных богов. Не по этой ли причине верховный бог солнца Ра именовался «великим котом»? Кот-бог Ра победил змея тьмы — Апопа, и часто верховного бога изображали в образе животного, одной лапой держащего нож, второй — придавливающего голову змея.

Увеличивающиеся под воздействием света кошачьи зрачки египтяне ассоциировали с движением бога кошек Ра на колеснице по небесным рекам, а горящие в темноте глаза животного — со знамением огненной колесницы. Когда солнце всходит — глаза кошки становятся меньше, когда клонится к закату — увеличиваются.

Орган зрения этого уникального животного египтяне сравнивали с двумя уменьшенными солнцами. Для людей они были мистическими окнами в другой мир, доступа в который простые смертные не имели.

Во времена Древнего Египта кошки считались пришельцами из загробного мира, поэтому жилище, в котором обитало это животное, никогда не потревожит темная сущность. Почему? Потому что кошки чувствуют их и видят даже в темноте, они никогда не впустят никого в тот дом, который они охраняют от дьявола.

Обратите внимание, как египетский сфинкс будто замирает и устремляет взгляд в одну точку, возможно, в эту минуту он контактирует с тем, кто пришел из незримого для человека мира.

Богиня Бастет и ее священные черные кошки

Самым значимым в Древнем Египте был культ богини-кошки Бастет, который длился вплоть до 1 года до н. э.

Считается, что Бастет, праматерь кошек — дочь Осириса и Исиды. Это всевидящая богиня плодородия, солнца, радости, веселья. Была стражницей бога солнца Ра. Древние египтяне связывали ее имя с солнечным и лунным светом, уютом семейного очага, материальным достатком. Египтянки нередко молили, чтобы она послала им удачное замужество и благополучные роды.

Сохранились изображения божества, где она предстает в виде девы с головой кошки или львицы. При этом кошачья голова олицетворяла добрую сторону, львиная — злобную.

Облачена была богиня-кошка в одеяние зеленого цвета. В правой руке богиня держала систрум — музыкальный инструмент, в левой — зеркало (хатор). У ног Бастет неизменно располагались четыре котенка.

Грозная сущность Бастет называется Пшат, которую нередко изображали с крыльями.

Религиозный центр поклонения божеству располагался в городе Бубастис, где, согласно трудам греческого историка Геродота, в то время находился самый красивый храм, жрецы которого служили Бастет и разводили священных кошек черной масти. Именно там можно встретить огромное количество мумифицированных животных.

В центре священного места была расположена грандиозная статуя богини. Каждый год в храме проходило поминовение божественной кошки, на которое собиралось множество людей, празднование проходило масштабно, с большой помпезностью. Так, во время весенних праздников огромную статую выносили из священного места и погружали на ладью, после чего провозили ее вдоль берегов Нила, чтобы все могли отдать дань поклонения божеству.

Слуги богини Бастет принадлежали к определенной касте жрецов, состоящих из знатных людей, занимающих высокие должности при фараоне. Было честью ухаживать за животными, и право на это передавалось по наследству — сын перенимал его от отца. Если жрец пренебрежительно или жестоко обращался с кошками, его сурово наказывали.

Египетская кошка мау — священное животное древнего Египта. Жрецы внимательно наблюдали за божественными животными, ожидая, что они передадут им знак, посланный их покровительницей, чтобы потом истолковать его. Жрецы и знатные люди Египта наносили себе татуировки, на которых изображались священные кошки.

Как кошек почитали в семьях

Почитались кошки и простыми людьми. Их считали священным добрым духом жилища и поэтому любили и оберегали. Котов часто изображали на вазах, посуде, драгоценностях, где они были запечатлены сидящими возле ног хозяина, лежащими у него на коленях, но чаще всего — под местом хранительницы очага в качестве защитного символа. Большинство кошек были рыжими, золотистыми, коричневыми.

Разведение кошек было развито на высоком уровне, пара к каждой из них отбиралась с особой тщательностью.

Огромное значение придавалось еде священных питомцев. Кормили их молоком и хлебом и даже специально разводили для них рыбу без чешуи.

Этим прекрасным животным уступали путь, старались первыми спасать при стихийных бедствиях, порой даже ценой собственной жизни. Сурово наказывался тот, кто осмеливался поднять на животное руку. Жизнь ее охранялась законом, поэтому убийство кошки в Древнем Египте рассматривалось как преступление.

Виновного приговаривали к смерти или приказывали заплатить внушительный штраф. Причем способ наказания выбирался исходя из социального положения владельца пострадавшего животного — чем богаче он был, тем суровее кара грозила виновнику.

Вот один из ярких примеров того, как египтяне почитали священных животных. Однажды римлянин случайно задавил кошку. Разъяренная толпа готовилась устроить над ним самосуд. Об этом донесли фараону Птолемею VII, славившемуся своей дипломатичностью. Он запретил жителям вершить казнь, но египтяне ослушались его. Даже солдаты, присланные фараоном, не смогли сдержать разгневанных подданных.

Египтяне молились Бастет, просили ее оградить их от недугов и одарить благополучием, радостями, жизненными силами. В каждом доме неизменно была статуэтка в форме богини, назначением которой была защита домашнего очага от злых духов. Люди приносили фигурки в храм как символ уважения почитаемому божеству.

Статуэтки из керамики и бронзы в точности передавали грацию и великолепие животных. На украшения фигурок не скупились. Например, встречаются кошки с глазками, инкрустированными золотом, с ожерельями на шее и скарабеем на лбу.

Поклонение кошкам простиралось до мумифицирования. Так, современными археологами было обнаружено место захоронения кошек, насчитывающее около 200 тысяч мумий! В украшенную гробницу к забальзамированной кошке обязательно клали мышь, чтобы ей не пришлось заботиться о пропитании и можно было весело проводить время. На морду ей надевалась специальная ритуальная маска с ушками, которую изготавливали из листьев пальмы.

Египтяне оплакивали животных и, скорбя по существам, отправившимся в мир иной, сбривали себе брови. Нередко человек желал, чтобы после его смерти любимая кошка сопровождала его в мир иной.

Статуэтка кошки в доме к добру или все наоборот

Статуэтка кошки, это волшебный талисман, который поглощает негативную энергию. Символ кота или кошки помогает обрести уверенность и стать хозяином своей судьбы. Кошка, это хозяйка, и она способна уберечь дом от дурного глаза.

Отношения людей и кошек уходят вглубь веков. Начались они гораздо раньше, чем принято думать. Считается, что первое одомашнивание кошки произошло в Древнем Египте около 4000 лет назад. На самом деле история кошки и человека гораздо длиннее. Есть свидетельства, что Египет не является родиной кошек.

Мумии кошек, найденные при раскопках в Египте. Лувр. Франция.

При раскопках были найдены тысячи мумий кошек. Некоторые их них хранятся в музеях.

Дикие кошки жили на территории Месопотамии еще 100000 лет назад. Кошки были одомашнены примерно 12000 лет назад вместе с козами, овцами и собаками. Так, при археологических раскопках на острове Кипр в 1983 году в захоронениях датируемых 9500 тысяч лет до н.э. были обнаружены скелеты домашних кошек. Кипр не являлся родиной кошек, и вероятно, животные были завезены на остров на кораблях.

Самыми преданными поклонниками кошек были древние египтяне. Вывоз кошек из Египта был запрещен. Правительственные агенты направлялись в другие земли, чтобы найти и вернуть кошек, которые были незаконно вывезены из страны. Убийство кошки каралось смертью.

Кошка была главным членом семьи. Умершую кошку бальзамировали и хоронили со всеми почестями, долгое время сохраняя траур. Культ кошки продолжался примерно 3000 лет.

Женщины особо поклонялись богине Бастет, покровительнице домашнего очага. Бастет, это женщина-кошка, богиня с головой кошки или в образе кошки. Богиня Бастет отвечала за плодородие, материнство, процветание и была олицетворением женственности, красоты, мудрости. Статуэтка египетской кошки в доме охраняет домашний очаг и хозяев, означает процветание и благополучие.

Фигурки и символы кошек в древних эпосах

Манеки-неко с поднятой правой лапкой

Во всех древних эпосах и преданиях кошка упоминается, как мистическое животное. В древних религиях образ кошки соединялся с божеством. Например, в Древнем Китае богиня Ли Шо была изображена в виде кошки. Ей возносили молитвы и приносили жертвы, с просьбами о плодородии.

В Японии особо ценится фигурка кошки с поднятой лапкой Манэки-нэко. Считается, что этот символ приносит удачу. Древняя легенда гласит, что кошка, которая сидела у храма, подняла лапку в знак признания императора, который проходил мимо. Император увидел этот жест и зашел в храм. Через несколько секунд в место, где стоял император, ударила молния. Кошка спасла ему жизнь, а император помог восстановить древний храм.

Кошка с поднятой лапкой, это популярная статуэтка в Японии. Статуэтка кошки с поднятой лапкой приносит удачу. Так до сих пор считают японцы и дарят друг другу изображения и статуэтки кошек. Кроме того, кот является защитником дома и хранителем ценных книг. Считается, что поднятая левая лапка притягивает деньги, а правая клиентов.

В Древней Греции и в Риме кошки утратили божественное значение. Коты и кошки продолжали оставаться ценными домашними животными, особенно для борьбы с вредителями. В Древнем Риме кошка считалась символом независимости. На римских мозаиках сохранились изображения кошек за охотой.

В Древней Греции кошки не пользовались особой популярностью в качестве божества. Согласно греческой мифологии, кошка сопровождала богиню темных сил Гекату. В Европу кошки попали благодаря финикийским торговцам, которые привозили животных контрабандой из Египта. Животные быстро распространились по всей территории Европы.

В мифологии стран Северной Европы в дохристианскую эпоху кошки обладали магическими способностями. Они служили силам добра. Период средневековья стал настоящим испытанием для представителей кошачьей породы.

Гонения на кошек в период Средневековья

Христианская церковь провела демонизацию языческих символов и отправила кошек служить темным силам. Кошка стала воплощением дьявола и ассоциировалась со злом. Все зло мира было приписано бедным животным. Кошек убивали, пытали, обвиняя в немыслимых грехах.

Зубы и плоть кошек считались ядовитыми, шерсть вызывала удушье, ядовитое дыхание разрушало легкие человека. Несколько веков кошки подвергались гонениям. Уже в 1658 году Edward Topsel в серьезной работе писал, что ведьмы обычно появляются в виде кошки. Это зверь опасен для души и тела.

Жители средневековой Европы избегали всех, кто проявлял добрые чувства к кошкам. Особенным гонениям подвергались пожилые женщины, которые во все времена проявляют к кошками добрые чувства и любят за ними ухаживать. Их обвиняли в колдовстве.

Представление о кошках в период мрачного Средневековья.

Во времена средневековья кошки подверглись изгнанию и истреблению. Считается, что массовые убийства кошек привели к быстрому распространению грызунов, носителей чумы и холеры. Теория до сих пор является спорной, но, очевидно, что снижение популяции кошек привело к увеличению количества грызунов, что явилось причиной распространения бубонной чумы в 1348 году.

Кошки пережили смутные времена инквизиции и вновь заняли высокое положение в викторианскую эпоху. Королева Англии Виктория интересовалась археологическими раскопками в Египте. Статуи египетских кошек и почитание богини Бастет произвели на английское общество того времени сильное впечатление. Королева Виктории завела двух голубых персов, которые носил придворные титулы и стали частью высшего общества.

Египетским статуэткам кошек, выставленным в Лувре, не менее 2000 тысяч лет.

Мода на кошек быстро распространилась по Европе. В Америку кошки были завезены в период великих географических открытий на кораблях путешественников. Кошек брали в плавание для защиты от вредителей и грызунов.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Девушка-кошка_Бастет Культ кошки в Древнем Египте. Богиня Бастет.

«О чудесная кошка, дарованная навеки.»
Надпись на обелиске в Небре, Древний Египет.

Египтяне на протяжении всей истории своего существования к животным относились с трепетным благоговением, почитая некоторых из них, как святыни. Кошки в древнем Египте в иерархии таких святынь занимали первые места.

Нигде кошка не почитается так, как в Египте. Сложный метафорический смысл, которым мировая мифология наделила образ этого красивого умного животного, египтяне свели к позитивным, приятным для человеческого сознания понятиям – таким, как добро, домашний очаг, веселье, любовь, материнство, плодородие, защитные силы.

В Древнем Египте существовал весьма значительный культ богини – кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Богиню изображали как деву с кошачьей головой или в виде львицы. Бастет считалась дочерью Осириса и Изиды.

Этой богине посвящались молитвы: «Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца» или «Я кошка, мать жизни». В её честь кошкам поклонялись, их мумифицировали, рядом клали мышь, чтобы кошкам было чем развлечься и питаться в загробном мире.

Культ кошки появился в самый древний период египетской истории (вторая династия) и продолжался до 1 в до нэ. Религиозным центром поклонения был город Бубастис, где, по свидетельству греческого историка Геродота , находился самый прекрасный храм Египта, посвящённый Бастет. В главном святилище возвышалась огромная статуя богини.

Статуя богини Бастет (Баст) в храме Бубастиса

Великие историки античности Геродот и Диодор в своих трудах писали, как ежегодно, семь раз в год, сто тысяч жрецов собирались в храме в Бубастисе на большое поминовение
божественной кошки. Во время ежегодных весенних празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила. Там же разводили этих священных животных и именно там сохранилось большое количество мумий кошек.

Баст (Бастет)
Богиня-кошка. Богиня солнца, радости и веселья. Олицетворяла тепло. Считалась всевидящей и занимала место стража при боге солнца Ра. Воплощала женские и материнские качества: изящество, красоту и ласку…

Часто богиню изображали в виде женщины с головой кошки, в правой руке у нее был музыкальный инструмент — систрум, а в левой — зеркало, а у её ног располагались четыре котёнка.

Так олицетворялась египтянами богиня плодородия.

Бастет (Баст), как правило, на изображениях была облачена в одеяние зеленого цвета. Традиционно связывалась с солнцем, плодородием и благополучными родами у женщин. Богиню плодородия египтяне возвели в ранг общенационального божества.

Баст была богиней огня, Луны, деторождения, плодородия, удовольствия, благожелательности, веселья, сексуальных обрядов, музыки, танца, защиты от болезней и злых духов, интуиции, врачевания, брака и всех животных (особенно кошек).

Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная).

Согласно другим источникам в Египте кошка была связана и с Баст, и с Пашт (Луной). Пашт была темным аспектом Баст, Госпожой Востока, матерью всех кошек, женой бога Птаха. Хотя она считалась воплощением живительной энергии и нежного тепла Солнца, через своих священных кошек она была связана и с Луной.

Баст также была покровительницей детей и охранительницей урожая. В домах хранились ее статуэтки, отгонявшие злых духов.

Начало появления культа Бастет — Вторая Династия. Поклонялись до I в. н.э.

Генеалогия : Дочь и жена бога солнца Ra, жена Птаха, мать Махеса и Хенсу.

Иконография: Изображалась в виде женщины с головой кошки.

Атрибут: Музыкальный интрумент систр.

Священное животное — кошка, отражавшая проворство и силу богини.

Священными кошками самой Баст были кошки черной масти; изображение черной кошки помещали на своих домах египетские врачи, как символ своей профессии. Изображение кошки украшало систрум и, иногда, зеркало Хатор. Это животное представляло Луну.

Эта кошка олицетворяла божественность, недоступную простому смертному. Даже верховного бога солнца Ра называли «великим котом». Влияние освещения на размеры кошачьего зрачка ассоциировалось у древних египтян с движением солнечного бога на колеснице по небесным рекам. И горящие в темноте кошачьи глаза, согласно верованиям египтян, излучают дневной свет — свет огненной колесницы.

Первые иероглифы, которые были использованы для обозначения слова «кот» и «кошка», относятся к пятой и шестой династиям египетских фараонов (около 2300 года до н.э.). Сегодня они расшифрованы как «минт» и «миу». Транскрипция иероглифов «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).

До нас дошли многочисленные рисунки и статуэтки, изображающие кошек. Восходящее солнце олицетворял жук скарабей, обязательно присутствовавший на груди у животных.

В гелиополисском святилище символом верховного бога была статуя кошки гигантских размеров, зрачки которой изменялись в зависимости от направления солнечных лучей. Статуя, выпускающая водную струю каждый час, служила и для определения времени. По легенде статуя кошки изображала животное, которое погибло в схватке со злым змеем Апопом.

Предположительно, одомашнивание кошки произошло в Египте в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где Египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа.

Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.

В начале исторического периода, именуемого Средним Царством, Египет вырос в могучую державу. Основой этой державы были зерновые хранилища. Пока они были наполнены, страна могла спокойно пережить возможный разлив Нила. Вот это и был звездный час кошки — истребителя грызунов.

Практическое значение кошки в Древнем Египте было так велико, что именно в этот период кошку в стали считать священным животным. Египтяне обожествляли кошек, видя в них существ, способных воплощать в себе образы конкретных богов. Облик огромного кота принимал великий бог солнца Ра, победивший Апопа, змея тьмы. Иногда Ра называли Великим Котом. Его поединок со змеей тьмы художники изображали так: одной лапой кот придавливает голову змея, а в другой держит нож.

Но подлинной богиней кошек стала львиноголовая Бастет.Египтяне считали кошку священным животным богини Бастет, олицетворяющей радость, веселье, здоровье и жизнелюбие. Вот что пишет об отношении египтян к культу кошки известный философ Е.П.Блаватская (1831-1891) в книге «Эволюция символизма»: «Они подметили тот простой факт, что кошка видит в темноте и что ее зрачки становятся совершенно круглыми и особенно светящимися ночью.

Луна была созерцательницей в ночных небесах, и кошка была ее эквивалентом на земле…. И от сюда следовало, что солнце, взиравшее вниз в преисподнюю во время ночи, могла тоже называться кошкою, как оно и было, ибо оно тоже видело во тьме. Кошка называлась по-египетски «мау», что значит зрячий, от глагола мау — видеть…. Луна как кошка была глазом солнца, ибо она отражает солнечный свет и потому, что глаз отображает изображение в своем зеркале».

Культ кошки достиг своего расцвета во время 12-й и 13-й династий египетских фараонов (около 1800 года до н.э.). Храм богини Бастет в восточной части дельты Нила — стал местом паломничества. Главным центром египтян стал огромный некрополь близ храма. Здесь они хоронили бальзамированных умерших кошек, помещая в украшенные саркофаги вместе с игрушками и еду (например, мумифицированных мышей) для долгого путешествия в загробный мир. Недалеко от Бени-Хасана было обнаружено 180 тысяч мумий кошек. В знак траура скорбящие по кошкам люди обривали себе брови.

Египтяне со всех частей царства приносили в дар богине символы преданности в форме маленьких кошачьих фигурок из керамики и бронзы. Бронзовые статуэтки кошек отличаются тончайшей моделировкой поверхности.

Мягкие контуры подчёркивают пластичность тела, изящный силуэт. Мастерски переданы естественность и грациозность зверя…

Сделанные с любовью, эти статуэтки изысканны и в то же время они сдержанно отстранёны, даже строги… как бы напоминая всем, что Бастет — это милостивая ипостась грозной львиноголовой богини Сохмет, дочери бога солнца Ра, поддерживающей Маат — вселенскую гармонию — и карающей тех, кто нарушает ее.

Фигурки кошек, как правило, богато украшались египтянами. У статуэток из Эрмитажа ожерелья на шее, скарабеи на темени и глаза инкрустированы золотом.

Исследование мумий из кошачьих гробниц в Бубастите, Сиуте и Бени-Хассане показали, что кошки Среднего Царства подверглись селекции (искусственному отбору): скелет, зубы и пигментация шерсти уже значительно отличались от таковых у первородной степной кошки.

Египетские кошки обожествлялись. Для них строились роскошные храмы, их тела мумифицировали, к ним устремлялись тысячи паломников со всех концов страны.

Египетские кошки испокон веков были окружены мисти- ческим ореолом. Глаза их считались окнами в другой мир, и, благодаря их переменчивости, животные нередко сравнивались с Солнцем.

Египетские жрецы находили много аналогий между природой кошки и солнца. Прежде всего – это глаза Кошки.

Солнце поднимается, зрачки глаз кошки становятся меньше. Солнце клонится к вечеру, глаза кошки расширяются.

Когда Солнце скрылось, кошка смотрит на мир широкими зрачками, круглыми и светящимися. Глаза кошки – два уменьшенных солнца. Глаза кошки – волшебные окна в другие миры, в которых можно увидеть очень много.

Кошки – это гости мира мертвых в нашем, проявленном мире.

Считается, что в дом, где живут кошки, никогда не ступит нога вампира или другой темной сущности. Дело в том, что кошки видят их…

Нередко можно заметить «странности» поведения кошки, когда она вдруг замирает и пристально смотрит в какую-то точку. Так она общается с невидимым для нас миром.

В Бубастисе, главном центре культа Баст в Нижнем Египте, священные кошки жили во дворе храма. Ухаживать за ними считалось особой честью, это право передавалось от сына к отцу.

Для того чтобы заботится о благосостоянии кошек, обитающих в храме, была организована каста жрецов. Слуги Бастет занимали высшие государственные посты. Жрец, обвиненный в неприемлемом обращении со священными кошками, сурово наказывался.

За кошками внимательно наблюдали жрецы, стараясь не пропустить малейшего поданного ими знака… послания богини Баст, чтобы потом истолковать это сообщение.

Верующий, добивающийся помощи богини или желающий дать обет, обривал часть головы своего ребенка и относил настриг в храм. Волосы клали на чашу весов и уравновешивали серебром. Затем верующий дарил это серебро смотрителю священных кошек, который отрезал от рыб, служивших им кормом, соответствующую порцию и отдавал кошкам.

В семьях простых египтян кошек также почитали священными, их окружали заботой и вниманием.

Египтяне любили своих домашних кошек, которые изображались лежащими на коленях у хозяина или под его сиденьем. Плутарх описывает, как тщательно занимались египтяне разведением кошек, подбирая подходящие по характеру пары.

Священных кошек кормили молоком с хлебом, для них специально разводили в резервуарах рыбу, не имеющую чешуи. Сурово карался тот, кто покушался на жизнь кошек. Кошка охранялась законом и осмелившемуся поднять на нее руку, грозила смертная казнь.

Кошек называли «добрыми духами жилища». Этим грациозным животным люди повсюду уступали дорогу. Кошки в Египте первыми выносились из домов при пожарах, причём владельцы спасали их, нередко рискуя при этом собственной жизнью.

Если кошка умирала, то ее похороны проходили с большими почестями.

После смерти кошек погребали по ритуалу, напоминающему погребение человека: хозяева кошки и их родня в знак траура выбривали себе брови, а тело кошки бальзамировалось. Египтяне верили, что душа хозяйки дома после смерти переселяется в кошку.

Тело умершей кошки обворачивали льняной тканью, умащивали травами и мумифицировали, используя бальзам. Чтобы кошки не голодали в загробной жизни, вместе с ними в саркофаг уклады вались мумифицированные мыши и землеройки.
Кошки богачей заворачивались в цветное льняное полотно с замысловатыми узорами. На ее морду накладывалась маска с ушами, изготовленными из стеблей пальмовых листьев. Мумия помещалась в деревянный или плетенный из соломы ящик, иногда украшавшийся золотом, хрусталем или обсидианом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых гробах.

Самыми почитаемыми кошками были те, которые жили в храмах. Их похороны были иногда такими помпезными и дорогими, что для того их оплаты с населения взимались специальные пошлины.

Саркофаг с мумией и помещали в одном из бесчисленных некрополей, специально предназначенных для кошек и выстроенных вдоль берегов Нила. Траур длился семьдесят дней — время всей мумификации. Иногда кошка сопровождает своего хозяина в загробную жизнь под видом статуэтки (или высеченного рисунка на гробах). Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).

При раскопках в городе Бени-Хасана археологи обнаружили целое кошачье кладбище, на котором упокоилось сто восемьдесят тысяч кошек.

Однако, большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка).

Почитание кошки не заканчивалось на уровне семьи. Оно было всенародным. Государственные законы охраняли кошек как могли.

Например, строго- настрого было запрещено вывозить кошек за пределы страны. Наверное, египтяне хотели быть монополистами в области разведения кошек. 🙂 Однако запретный плод всегда сладок. И чем строже были законы, тем больше охотников находилось вывезти кошку из Египта. Для финикийцев это даже стало делом чести. Благодаря из желаю выбесить египтян кошки вскоре распространились по всему Средиземноморью.

Египтяне считали, что одна кошка может принести им за 7 лет 28 котят. Даже если не упоминать о ее «святости», плодовитая кошка обладала высокой материальной ценностью. Она была символом зажиточности египтянина.

Такая любовь к кошкам однажды обернулась против египтян. Зная о том, что ни один египтянин не сможет убить кошку, коварные персы использовали это в войне с Египтом. Они прикрылись кошками как щитами, благодаря чему и одержали победу.

Некоторые ученые утверждают, что еще до эпохи расцвета культуры Древнего Египта, существовала цивилизация, научные и технологические достижения которой превосходили даже современный уровень.

Однако, после того, как природные катаклизмы стерли с лица земли великую цивилизацию, от нее остались лишь легенды, мифы и предрассудки…
Возможно, многих, как и меня, интересует вопрос происхождения кошек. Откуда они пришли? Где их родина? Ответ на этот вопрос может быть здесь в наших воспоминаниях о прошлом…

…945 год до нашей эры. Небольшая ладья плывет по спокойному Нилу…

В лодке видны две фигуры в белом, они стоят рядом: зрелый мужчина, высокий, подтянутый. Одной рукой он держится за высокий нос лодки, положив вторую руку на плечо своего сына, совсем еще мальчика. Они медленно приближаются к великолепному городу.

«Отец, расскажи мне об этом городе и зачем мы и тысячи других людей плывут сюда?» — «Сын мой! Мы плывем в прекрасный город Бубастис — нашу столицу, на ежегодный праздник богини-кошки Баст… Мягкосердечная Баст известна своими чудесами врачевания. Ее почитают как веселую богиню исцеления, музыки, счастья и радости. Тысячи паломников спешат на праздник Бубасис. Огромный храм воздвигнут в ее честь, рядом с храмом водный канал, все улицы пересекаются у этого святого места. Я научу тебя молитве: «О, Баст, луноликая, могучая целительница, возлюбленная миллионами. Ясная в храме своем, раствори двери свои предо мною, освети душу мою светом своим, проникни глубоко в дух мой, исцели все мои недуги…» Ну, вот мы и приплыли, поспешим к храму».

Мальчик глубоко потрясен необыкновенным зрелищем, открывшимся ему. Великолепный храм сверкает на солнце, все любуются его белоснежными колоннами, прекрасными деталями.По всей округе разносятся смех и радостные возгласы. С песнями и хлопаньем паломницы поднимаются к храму, тряся своими трещотками — символом плодовитости.

Супругом богини в Бубастисе считался Атум, сыном – грозный Махес – бог бурь и ярости, почитавшийся в облике, опять же, льва. Богиня почиталась и в других значимых городах Нижнего Египта – прежде всего, в Мемфисе, где она отождествлялась с Сехмет, и в Иуну, где она была дочерью Атума — солнечного творца. Известно, что празднество богини-кошки проходило не только в Нижнем Египте, но и на юге — в Фивах и Эсне.

У главного входа — статуя богини-кошки, богини, обладавшей силой Солнца и Луны, приносящей умственное здоровье. Баст изображена в виде женщины с кошачьей головой, у ног которой расположились котята…

Кругом продают статуэтки кошек, а в храме обитает множество кошек. Для того, чтобы заботиться об их благосостоянии, организована почти военизированная каста жрецов. Слуги Баст занимают государственные посты.

В обязанности жрецов входят исцеление, отправление культов, мумификация умерших кошек. Жрецами могли быть как мужчины, так и женщины.

Одна из главных точек притяжения — колоссальный некрополь вблизи храма. Здесь хоронили забальзамированных умерших любимых кошек, помещая в украшенные саркофаги вместе с игрушками и едой, которая, по мнению древних египтян, необходима в потустороннем мире.

Сам фараон присутствовал на церемониях в честь богини-кошки. Древнегреческий историк Геродот в V в. до н.э. посетил храм в Бубастисе, о котором он написал: «Нет храма настолько приятного для глаз, как этот в Бубатисе».

Самые первые упоминания о кошках мы находим в иероглифическом письме древних египтян. Львы и кошки уже имели свои символы с обозначением «миу» или «мау». Около 2,5 тысяч лет до н.э. в надписях пирамид V и VI династии фараонов встречаются символы, обозначающие кошек — это был расцвет их культа.

Культ кошек был настолько велик, что продолжался более 2 тысяч лет и был отменен только в 390 г. н.э. Каждый город Древнего Египта имел свой тотем, т.е. божество-охранителя.

Кошка имела несколько городов, где она почиталась превыше других богов. Да простят меня любители собак, но хотя собака и была одним из любимых животных египтян, ее никогда не считали божеством.

А египетский бог Анубис — проводник душ умерших — при детальном исследовании, имел все-таки голову шакала. Что же касается кошки, то именно она была и есть настоящим защитником человека от невидимых сил.

Древние египтяне, тибетцы, таитяне и др. народы прошлого, обладавшие мудростью и знанием, хорошо осознавали этот факт.

Любой, кто захочет заглянуть в историю Древнего Египта, сразу заметит особое внимание к животным из семейства кошачьих.

Древняя легенда гласит: «Сияя Ра (взошедшее Солнце) плыл на своем солнечном челне по небесам с востока на запад, следя за тем, чтобы избежать встречи со змеем Апопом (тьмой невежества), побежденным впоследствии дочерью Ра — кошачьей богиней Баст». Из всего вышесказанного следует, что в мышлении египтян, кошачьи боги, и, в частности, Баст, имели совершенно особое значение.

Египтяне смотрели на кошку не только как на любимое существо, а как на представительницу божества. И поэтому относились к ней с уважением и почтением…

…тогда то, что они от нее получали, имело иное качество, несло в себе больше чистоты и света, она становилась для них передатчиком божественных энергий.

При этом эти богини рассматривались в качестве хранителей местности, собственности, а резные статуэтки имели глубокое символическое значение. Греки называли эти скульптурные изображения «сфинксами». Именно так называли бессмертную кошку, появившуюся в 1966 году в штате Онтарио, в Канаде, за ее сходство с древнеегипетскими статуэтками и теми кошками, которые в те далекие времена «охраняли» пирамиды и фараонов.

Кошка, ассоциировавшаяся с женственностью и тайной, стала для египтян излюбленной обитательницей храмов и домов.

Кошка была так популярна у египтян, что среди населений побережья Нила были широко распространены теофорные имена, в которые включалось имя богини Бастет, например Падибаст – «Тот, кого дала Бастет», Ташенубаст – «Дочь Бастет», Нахтбастетру – «Сильна Бастет против них», Анхбастет – «Да живет Бастет».

Древнейшие изображения кошки в религиозном контексте (амулеты из кости или фаянса) были найдены в некрополе Бадари и датируются концом Древнего царства. Их ношение на теле обеспечивало постоянную защиту от любых опасностей…

Позже кошки появляются на т.н. магических жезлах эпохи Среднего царства, которые делались из кости гиппопотама и предназначались для защиты помещения и, особенно, беременной хозяйки дома. На их поверхности сохранились образы странных демонических существ, духов и животных, среди которых иногда появляется кошка – истребитель зла, персонифицированного в облике змей. В передних лапах кошка зачастую держит нож, предназначенный для отрезания голов врагов, так же, как и великий солнечный кот в Иуну.

На протяжении всей истории Египта фараонов кошка никогда не исчерпала своего символического образа защитника, порой также связанного с целительством…

Кошка в этих случаях изображается с некоторыми львиными чертами, что явно говорит о ее грозной роли и о том, что как мирная обитательница дома и всеобщая любимица уживалась в облике богини Бастет с яростной львиноголовой покровительницей царя, чье имя которой впервые было упомянуто на каменном сосуде из Саккары, сохранившем имя царя II династии Хетепсехмуи. Символическая связь между кошкой и ее грозным собратом – львом присутствует, спустя века, на ложных дверях в фиванских гробницах вельмож XVIII династии Кенамона и Аменемхета Сурера, которые охраняют симметрично изображенные над дверным «проемом» в иной мир кошки, стражи рубежа двух пространств. Эту роль в египетском искусстве чаще занимали именно львы или же гибридные существа с львиным телом – сфинксы.

Созвучие между словесным обозначением кошки (миит) и именем Маат – богини истины, возможно, привело к тому, что в ряде поздних бронзовых статуэток священных кошек изображение богини становится частью ожерелья животного, а ее священное перо – символом, по форме которого стилизовали тонкую шерсть внутри кошачьих ушей.
Изображения кошек часто встречаются на ритуальных предметах, связанных с различными ипостасями Хатхор, в частности – на систрах , где она предстает как воплощение гелиопольской богини Небетхетепет, связанной с сексуальной энергией бога-творца, трансформировавшейся в богиню. В этом контексте кошка явно предстает как символ плодовитости, сексуальности и привлекательности.

Связь между кошкой и львицей – двумя аспектами грозной и предсказуемой природы женского божества – всячески подчеркивалась.

Так, одна из статуэток изображает львиноголовую Сехмет сидящей на престоле и поставившей ноги на простертые фигуры пленных иноземцев, в то время как кошка Бастет уселась на их ноги. Детородные функции Бастет, часто окруженной котятами, и ее сексуальная сила были теми ключами, посредством которых богиня становилась умиротворенной и ласковой матерью царя, защитницей заблудившихся в ночи и, в целом, «обратной» стороной Сехмет, вторя словам знаменитого «Поучения Анхшешонка»:
«Когда мужчина пахнет миррой, жена перед ним – словно кошка. Когда мужчина в страдании – жена перед ним подобна львице».
Тот же Анхшешонк, вероятно, намекая на то, что характер кошки непредсказуем и ее трансформация в Сехмет очень быстра, напоминает:
«Не смейся над кошкой».

Существовавший в Египте культ кошек коснулся и других стран. Так, следы его влияния можно обнаружить в Галлии, в частности в Тулузе, где были найдены амулеты, статуэтки, музыкальные инструменты — систры — с изображением кошек (местные археологиче¬ские находки датируются скорее всего I в. до н.э.), и в Великобритании: в Бадбери, Гассед-же, Олл-Сейнтсе и Дэнбери археологи раскопали массовые захоронения кошек.

Египетские художники изобразили сотни кошек на плитах гробниц и папирусе. Они ваяли их из бронзы, золота, камня и дерева, делали из глины, вырезали из слоновой кости. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек, которые назывались «утчат» и являлись символом плодородия. Девушки молили богов об исполнении желания иметь столько детей, сколько котят изображено на их амулете.

Кошка — удивительное создание. Нет животного с более сложным характером и столь противоречивой и богатой историей. Сначала ей поклонялись как божеству, потом видели в ней слугу дьявола, а сейчас она снова идол.

По численности кошка вскоре станет самым популярным домашним животным на Земле.
Даже самая ленивая домашняя кошка — прирожденный охотник. «Я — кошка, которая гуляет сама по себе». Этими словами Киплинг обессмертил присущий кошке дух независимости. Пусть она живет в нашем доме, принимает наш образ жизни, но приручить себя позволила лишь на своих условиях. Да и была ли домашняя кошка по-настоящему приручена?

Египетская мау (мао) считается старейшей в природе естественной породой. Она имеет полное право считаться прямым потомком первых одомашненных кошек древнего Египта.

В Египте человека и кошку связывают давние узы. Ее почитали как богиню еще до того, как она стала домашней. Более тысячелетия она была национальным божеством. Поклонение кошкам уходит корнями в эпоху еще более далекую, чем времена сфинксов с их человеческой головой и туловищем льва.

P.S.: Так как я просто обожаю кошек и мне очень нравится все, что связано с культурой Древнего Египта, как одной из самых загадочных стран Древнего мира, решила, что в моем дневнике будет много кошек, разнообразных, на любой вкус и много египетской тематики. Так что не обессудьте, за некоторое однообразие тем… Но это пока… так как кошками и Египтом мои интересы не ограничиваются. Но, к сожалению, пока не на все желаемое хватает времени…

Серия сообщений «История кошки»:
Часть 1 — История зарождения маленького чуда
Часть 2 — Культ кошки в Древнем Египте. Богиня Бастет.
Часть 3 — Божественные кошки в античной культуре и их хозяйки
Часть 4 — Культ кошки в Междуречье
Часть 5 — История кошек в Великобритании: успех – трагедия – поклонение…
Часть 6 — История кошек на Востоке: древнее не бывает?
Серия сообщений «Культ кошки»:
Часть 1 — Культ кошки в Древнем Египте. Богиня Бастет.
Часть 2 — Божественные кошки в античной культуре и их хозяйки
Часть 3 — Культ кошки в Междуречье
Часть 4 — История кошек в Великобритании: успех – трагедия – поклонение…
Часть 5 — История кошек на Востоке: древнее не бывает?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *