Грядки по лядову

В настоящее время в садоводстве существует несколько проблем: Плодородие почвы падает. Земля становится плотной, истощенной и имеет серый цвет. Падение плодородия влечет за собой уменьшение собираемых урожаев.

Применение минеральных удобрений и ядохимикатов ведет к заражению почвы, воды, воздуха и продуктов питания, что приводит к болезням людей.

Традиционная агротехника, применяемая большинством садоводов, очень трудоемкая. А это снижает интерес к садоводству среди молодежи.

Тем не менее, все эти проблемы достаточно легко решаются, если вместо традиционного земледелия применяется Природное. Такая агротехника не только сохраняет, она еще и восстанавливает плодородие почвы. Следствием является повышение урожайности садовых культур. Минеральные удобрения не применяются, что сохраняет чистоту Природы и сохраняет здоровье человека. Ряд садовых операций в природной агротехнике применяется реже, чем при традиционной. А некоторые в ней совсем отсутствуют. Все это снижает трудоемкость обработки земли и ухода за растениями.

На мой взгляд, важнее вернуться к природе и забыть постулат, будто почву нужно пичкать удобрениями, терзать лопатами и посыпать ядохимикатами. Естественное земледелие – это прежде всего, щадящая обработка почвы, защита её от перепада температур, возвращение питательных веществ, которые земля щедро отдала растениям.

Каждый год весной, приезжая на свой дачный участок, мы сеем или высаживаем овощи на свои грядки. Размер грядки шириной от 1,4 метра до 2 метров, дорожки между ними от 20 см. до 40 см. максимум. Это называется традиционный способ посадки овощей на грядку. Растение на таких грядках, особенно в середине, часто болеют, подвергаются загниванью, от этого плохо развиваются, овощи мелкие, долго не хранятся. Зато для вредителей ослабленное растение и хорошее питание, и возле него можно отложить потомство. Полоть, обрабатывать такие грядки одно мучение.

Но на такой грядки я увидел одну положительную сторону. Крайние растение, относительно тех, которые расположены в середине, выглядели более достойны. Более крупные, не подвержены болезнью и их удобно пропалывать, прорежать и т.д.

Так же я задумался ещё над одним фактором. Одиночное дерево по аллеям в черте города, никто его не подкармливает, листву которое оно скидыват и то стараются убрать для внешнего вида и красоты. Хотя это листва могла бы служить подкормкой дереву. Так за счёт чего это дерево существует и где оно берёт питание? За последние годы учёные установили, что растение около 60% берут питание из воздуха. Это конечно интересно.

Непредсказуемость нашего Дальневосточного климата, высокие перепады температур, ночных и дневных, засушливое или дождливое лето, чрезмерное выпадение осадков к концу августа и начало сентября подтвердило выбранные мной за долгие годы проб и ошибок приёмы возделывания овощей.

Я пришёл к выводу о том, что нужно искать другой способ менее трудоёмкий, но при этом с возможностью получать более высокие урожаи. Я совместил две технологии.

1. «Узкие гряды – уникальная технология овощеводства для малых площадей».
2. «Агротехника природного земледелия».

Я укрепился во мнении, что именно органика может раскрыть все возможности растений, экономя силы и время. Только на хорошем компосте можно увидеть и оценить качество западных и отечественных сортов: большинство из них создаются для органической почвы. Уверен: от органики нам никуда не деться. Всего то и делов: научиться компостировать и ещё устроить стационарные грядки – один раз на много лет.

Овощеводство на узких грядах была разработана Дж. Митлайдером в 70-е годы прошлого века и привезена автором в Россию в 1989 году.

Но слепое копирование приёмов и советов, даже самых лучших, ни к чему не приведёт. Должен быть творческий подход и к пониманию биологических закономерностей самой культуры, и процессов, происходящих при её возделывании. У Митлайдера один недостаток (это моё мнение) при использовании минеральных удобрений вкус плода — неестественный. Чтобы исправить это – я вместо минеральных подкормок использую перегной, золу, навоз, настой трав и т.д. (я сторонник органических удобрений). Я за чистый экологический продукт.

Но не надо воспринимать минеральное удобрение как отраву. Единственное соблюдайте дозу. Лучше не докормить растение, чем его перекормить.

За что особенно благодарен я Дж. Митлайдеру – это за разработку узких грядок. Хотя Митлайдер не рекомендует ставить короб на узкие грядки, я всё таки сколотил короба. Сама природа подсказала мне это. Весной многие дачные участки затопляет, вода не успевает сходить, в проходах стоит вода. Такая же проблема у нас и в конце августа и начале сентября – дожди льют днём и ночью. Да и в середине лета дождь может лить 2 – 3 дня, а может за полчаса залить весь огород.

Поэтому поднятие грядки на 15-25 см. выше дорожки — решает эту проблему. Ширина гряды 60 – 100 см., длина произвольная. Промежуток между грядками 60 — 80 см. Это только кажется, что земля в проходах гуляет без пользы. Именно проходы и работают, да ещё как!

Овощной контейнер – это высокая грядка, стенки которой сложены из кирпича, брёвен, бруса, доски, камня, шифера … Грядки вытягиваются с севера на юг. Проходы между ними можно замульчировать песком, опилками, рубероидом и т. д. Я предпочёл газон, который раз в месяц стрижу триммером. Некоторые проходы я засыпал опилками. Красота огорода никого не оставляет равнодушным. Сорняков нет, участок чист и красив.

Ящик – короб заполняется органикой. Вниз кладутся растительные остатки (трава, солома, листва), затем компост или навоз, или проливаем настоями трав и тому подобное; в верхний слой кладётся земля с проходов. Таким образом, заполняется короб.

Каждая грядка — это 2 ряда овощей, посаженная вдоль краёв в шахматном порядке между овощами. В этой геометрии скрыт огромный резерв продуктивности, давно замечено: крайнее растение развивается чуть не вдвое лучше тех, что в середине – у них гораздо больше света и пространства для роста. А тут – все растения крайние. Широкое междурядье и нужно для того, чтобы дать им свет и простор. Маленькая площадь органики даёт больше, чем большая площадь почвы. Тот, кто хотя бы один сезон поработал на узких грядах, убеждается в огромных возможностях этого метода и уже просто не может вернутся к традиционной технологии. Работая на грядах, человек испытывает радость не только от хорошего урожая, но и от самого процесса выращивание овощей.

Красота огорода, который больше похож на парк, никого не оставляет равнодушным. Сорняков нет, участок чист и красив.

В два ряда в шахматном порядки я сажу капусту, баклажаны, перец, томаты и т. д.

В четыри или в три ряда я высаживаю лук, чеснок, свеклу, салаты, редис, морковь и т.д.

Недостатки

Требует материальных затрат в первый год на постройку грядки. Этот малюсенький недостаток делает контейнер недоступным большинству дачников.

Преимущества

Такая грядка работает несколько лет, можно сказать вечно (пополнять её отходами, растительными остатками, листвой и т. д.). После выкопки, сейте сидераты. При посадке не надо в лунку вносить ни компост, ни перепревший навоз. Такая грядка сама является компостом.

Перегной не вымывается, так как грядка огорожена.

По мнению многих агрономов 60 – 80 % растение получают питание из воздуха, поэтому большие проходы играют значительную роль в биологическом процессе растения. Культура получает хорошую освещённость и достаточный поток воздуха.

Около 30% растение получает питание с земли. Естественно что на узкую грядку расход органических и минеральных удобрений расходуется в 2 раза меньше, относительно стандартной грядки. При этом урожай на много выше вы получите с узкой грядки. Я проверял это в течении нескольких лет и это видно по моим фотографиям.

Содержит большой объём питательных веществ, запас влаги

Удобен полив.
Нет застоя воды
Не требует окучивания,
Не требует прополки – если грядку замульчировать
Не требует перекопки, только рыхление на 7 – 10 см.
Можно производить раннею посадку, так как грядки весной прогревается быстрее, чем обычная
На узких грядках легко делать севооборот. Где в прошлом году садили лук, в этом году можете посадить морковь или капусту. Грядки все одной ширины.
Урожайность повышается на 100% и выше.
Клубни, корнеплоды чистые без видимых признаков болезней
Красива и удобна в работе.
Занимает минимум места, не создаёт грязи и беспорядка.

Очень удобно делать укрытие пластмассовыми дугами, которые продаются в семеноводческих магазинах. Ставим 2 колышка с обоих сторон грядки и одеваем на них дугу. Расстояние между дугами около метра. В зависимости от длины грядки вы устанавливаете нужное количество дуг. Поверх дуг можно использовать укрывной материал или плёнку, пока не минует угроза заморозков.

Вот эта система узких грядок и позволяет мне получать постоянно высокие урожаи, независимые от капризов погоды и условий самого участка.

Содержание

Игорь Лядов о своём необычном огороде. Или грядки Лядова

Овощевод Игорь Лядов согласился поделиться необычным способом выращивания овощей, который уже довольно распространён среди дачников. Этот способ основан на замене традиционного земледелия природным. Такая агротехника помогает решить насущные проблемы садоводства, к которым относятся:

  • Ухудшение плодородия почвы, влекущее за собой падение урожайности.
  • Низкое качество земли.
  • Заражение окружающей среды из-за применения ядовитых удобрений и как следствие рост заболеваемости.
  • Высокая трудоёмкость традиционной технологии земледелия, ведущая к снижению интереса к садоводству среди начинающих.

Натуральное земледелие восстанавливает плодородие почвы, тем самым повышая урожайность садовых культур. Оно направлено на защиту земли от резких перепадов температур, характерных для некоторых регионов. Естественная агротехника призвана вернуть земле те питательные вещества, которые она отдала растениям, чтобы избежать её истощения. Отказ от минеральных удобрений ведёт к снижению уровня загрязнений, что положительно сказывается на здоровье человека. Для такого земледелия характерна щадящая обработка земли, поэтому некоторые операции, принятые в традиционном земледелии, не применяются. Благодаря этому требуется меньше трудозатрат.

Игорь проанализировал способ посадки овощей на собственном участке, где между традиционными грядами шириной 1,4–2 метра располагались дорожки по 20–40 см. Он заметил, что растения на таких грядах плохо развиваются и гниют, а овощи вырастают мелкие и некачественные. А ослабленное растение — отличная приманка для вредителей, поэтому обрабатывать такой огород во много раз сложнее. Кроме того, Игорь отметил, что чаще болеют овощи, посаженные в середине грядки, а крайние растения, напротив, не подвергаются болезням и дают прекрасный урожай.

Тогда дачник задумался: ведь за городскими деревьями никто не ухаживает, более того, опавшую листву убирают, не давая дереву получить питательные вещества. Так откуда же оно берёт силы для существования? Оказывается, учёными было установлено, что около 70% питания растения берут из воздуха.

Непредсказуемость Дальневосточного климата (перепады температур, засушливое или, наоборот, слишком дождливое лето) навела садовода на мысль, что нужно искать более эффективный способ земледелия.

Игорь Лядов уверен, что для выращивания отечественных сортов растений необходима органическая почва. Все, что требуется для её создания — это приготовить компост и разбить стационарные грядки. Таким огородом можно будет пользоваться несколько лет. Игорь решил совместить агротехнику природного земледелия и метод «узких рядов».

Автором технологии овощеводства на узких грядах является Джекоб Миттлайдер. Схема была представлена в 1970 годы и некоторое время спустя уже активно использовалась в России. Игорь Лядов не стал слепо применять советы Миттлайдера и внёс некоторые изменения в первоначальное руководство. По его мнению, плод, выращенный на экологически чистой земле, имеет более естественный вкус. Поэтому в своём хозяйстве Игорь старается избегать минеральных удобрений, заменяя их на органические (настой трав, перегной, навоз, зола и т. д.). Тем не менее садовод не исключает частичное применение искусственных удобрений в разумных дозировках. Кроме того, хотя автор технологии не рекомендует ставить на узкие грядки короба, Игорь инстинктивно пошёл против этого совета и оказался прав: на Дальнем Востоке конец августа и начало сентября отличаются большим количеством дождей, а это грозит затоплением огорода. Дачник решил проблему поднятием грядок на 15–25 см. Он вывел идеальное соотношение: ширина грядок должна составлять 60–100 см при произвольной длине, а ширина дорожек между ними — 60–80 см. На первый взгляд кажется, что выделение такого количества земли под проходы — пустая трата ресурсов, однако именно они создают хорошую освещённость и достаточный поток воздуха. А как упоминалось выше, большую часть питания растения берут из воздуха.

Сам короб заполняется по принципу органического земледелия: в самый низ кладутся растительные остатки (скошенная трава, опавшая листва, солома), на них – удобрение в виде компоста, навоза или настоя трав, а самый верхний слой составляет земля из проходов.

Каждый такой контейнер представляет собой 2 ряда овощей. Растения посажены по краям грядки в шахматном порядке. Такой метод посадки даёт им достаточно пространства и света для роста. Этот способ помогает избавиться от проблемы, которую заметил Игорь: на традиционных грядах крайние растения развиваются хорошо, а те, что посажены в середине, обречены на гибель из-за нехватки простора. Он выбрал следующую схему рассадки овощей: капуста, томаты, перец и баклажаны высаживаются в два ряда, а свёкла, морковь, редис, лук, чеснок и салат – в три или в четыре. На период заморозков можно защитить посев специальным материалом, поместив его на пластмассовые дуги.

Несмотря на то что площадь подобной органической грядки мала, она способна дать больше урожая, чем такая же площадь почвы на традиционном огороде. Ведь если 70% питания растение получает из воздуха, остальные 30% дарит ему земля. Очевидно, что на узкую грядку расходуется в 2 раза меньше ресурсов, чем на стандартную, а урожайность её гораздо выше.

Тот, кто собрал хотя бы один урожай с такого участка, вряд ли вернётся к традиционной технологии. Работа на узких грядах приносит радость: садовод испытывает удовольствие не только от хорошего урожая, но и наслаждается самим процессом выращивания овощей.

На участке Игоря грядки расположены от севера к югу. Часть дорожек между коробами он предпочёл застелить газоном, а остальные засыпать опилками. На его огороде нет сорняков, участок выглядит красиво и аккуратно, не оставляя равнодушным ни одного соседа.

Единственным минусом природной агротехники по методике Миттлайдера являются значительные материальные затраты на постройку контейнера. Однако преимуществ у метода достаточно, чтобы оправдать вложения первого года. Игорь выделил следующие неоспоримые достоинства натурального земледелия на узких грядах:

  • Эти гряды работают до тех пор, пока пополняются компостом. После выкопки можно посадить сидераты — зелёные удобрения, способствующие улучшению структуры почвы.
  • Перегной не вымывается с грядки благодаря стенкам вокруг неё, между коробами нет застоя воды.
  • Широкие проходы между контейнерами создают необходимые условия для успешного роста растения.
  • Узкие грядки выгоднее содержать: на них тратится меньше удобрений, при этом они дают больше урожая.
  • Участок удобно поливать, он не требует окучивания и перекопки.
  • Мульчирование грядок избавляет от прополки.
  • Чем уже грядка, тем быстрее она прогревается весной. Это позволяет совершать раннюю посадку овощей.
  • На узких грядах можно с лёгкостью чередовать овощные культуры.
  • Натуральное земледелие значительно повышает количество и качество урожая.
  • Такой огород, без грязи и сорняков, внешне выглядит привлекательнее.

Система Миттлайдера позволяет добиться высокой урожайности вне зависимости от перемен погоды и исходного состояния земли.

Огород Игоря Лядова – чудо, посильное каждому

Чем дольше земельный участок используется для выращивания сельскохозяйственных культур, тем менее плодородным он становится. Урожаи падают, сколько бы сил в них не было вложено, а то, что удается вырастить, не радует ни качеством, ни количеством.

С этой же проблемой столкнулся и проживающий на Дальнем Востоке страны Игорь Лядов, как и многие огородники проводящий немногочисленные выходные на своем дачном участке. Мириться с падением урожайности привыкший сталкиваться на авиационном заводе, где трудится, с самыми передовыми технологиями Лядов не стал, а решил приложить все силы, чтобы вернуть земле плодородие и достичь высокой урожайности при наименьших трудозатратах. Это и понятно – ведь посвятить любимым грядкам дачник мог только в выходные.

Технология Игоря Лядова

Результатом наблюдений, изучения опыта зарубежных коллег и собственной практической работы на двадцати сотках стали рекордные урожай и создание поистине умного огорода. Технология оказалась крайне простой и на первый взгляд схожей с предложенной еще в конце XX века методикой американца Джекоба Миттлайдера.

Однако в отличие от заокеанского агронома, предлагавшего для подкормок растений пользоваться исключительно минеральными добавками, Игорь Лядов отдал предпочтение органике и даже разработал уникальные авторские смеси на основе трав и традиционных удобрений: навоза и птичьего помета.

Общее же у двух течений – это сооружение высоких грядок-коробов, наполняемых, в том числе, и остатками проживших свой век растений. Поэтому на участке нет неопрятных компостных куч, все прячется в узких грядках и сразу начинает приносить пользу.

Особенности узких грядок:

  • Ширина грядок составляет 60 – 100 см, что уже, чем рекомендовал американский коллега Лядова.
  • Проходы же по ширине сопоставимы с грядами, составляют 60 – 80 см и могут покрываться рубероидом, плиткой, обычным песком и опилками. Если же в проходах между грядами посеяна трава, то ее периодически скашивают.
  • Расположение грядок – строго с севера на юг.
  • А вот стенки коробов на огороде Лядова могут быть выполнены из любого доступного материала: досок, бревен, шифера, кирпича или блоков, в зависимости от делания и возможностей огородника.

Преимущества умного огорода Игоря Лядова

Главное преимущество метода – это повышающаяся практически в два раза урожайность на участке по сравнению с традиционной технологией, когда культуры выращиваются на широких, находящихся на уровне почвы грядках.

Однако есть и другие положительные моменты, привлекающие к опыту Лядова все большее внимание дачников:

  • Короба долговечны, а их обслуживание не занимает много времени.
  • Удивительный огород Игоря Лядова удобно поливать и проводить рыхление.
  • Влага внутри короба не застаивается, но и не тратится на увлажнение ненужных участков.
  • Не требуется кропотливая трудоемкая прополка, особенно при мульчировании грунта под растениями.
  • Посадки хорошо освещены и активно вентилируются.
  • Из грядки-короба не происходит вымывание полезных веществ.
  • Экономится время и силы на перекопке участка.
  • Рыхлить же гряды нужно на глубину всего семь или десять сантиметров.
  • Урожай не поражается вредителями и болезнями растений.
  • Каждый год можно легко менять местами посадки и планировать желаемое соседство растений.
  • Умный огород Игоря Лядова из-за высоты грядок дает дачнику реальную возможность высадить рассаду намного раньше.
  • Если же накрыть короб пленкой или поставить пластиковые дуги, то грядка без дополнительных усилий позволит выращивать овощи в самодельной, но очень эффективной теплице.

Грядка по методу Лядова работает несколько лет, а при регулярном пополнении растительными остатками и правильно проводимых подкормках срок ее службы и вовсе сложно определить.

Когда урожай собран, автор идеи советует сеять быстро всходящие сидераты, которые дополнительно обогатят грунт в коробе. При посадке же вносить перегной или удобрения уже нет необходимости, ведь, по сути, сама грядка является своеобразным хранилищем компоста.

Как становится ясно, достоинств у огорода Игоря Лядова множество, а вот недостаток всего один. Это затраты труда, средств и времени в первый год при переходе на необычную технологию.

Создание грядки-короба

Грядки на умном огороде Игоря Лядова сооружаются по осени и вытягиваются строго с севера на юг, а для их изготовления можно использовать любые доступные материалы от шифера и досок до кирпича или строительных блоков.

В ходе мастер-класса, который устроил сам Игорь Лядов, он использовал старые бревна, из которых когда-то был сложен дом, и обрезки досок. Однако прежде чем собирать короб важно подобрать подходящую площадку и выровнять ее.

Затем стенки будущей грядки прочно, возможно немного углубив, устанавливают на почве, соблюдая правило, гласящее, что ширина короба не должна превышать 120 см. Длина же может произвольной.

Стенки между собой обязательно сбивают или скручивают, чтобы конструкция обрела прочность, а на дно получившегося короба укладывают картон, который станет преградой для вездесущих, многолетних сорняков.

После картона приходит очередь тонкого слоя песка.

А далее короб выстилают слоем грубых растительных остатков. Не стоит забывать и о защите конструкции от влаги и вредителей. Поэтому автор технологии советует обработать деревянный короб стойкой, но безопасной краской на водной основе для наружных работ.

Когда покраска завершена, можно окончательно наполнять грядку более сочными и мелкими отходами, ботвой и листьями собранных овощей, скошенной с газона травой или соломой, исключая многолетние сорняки с корнями, которые могли дать всходы. Сверху раскладывают навоз и перегной, компост и поливают питательную смесь приготовленным по авторской методике Игоря Лядова настоем. Верхний слой, толщиной около 10 см, в коробе составляет обычная почва.

Следует заметить, что в северных районах короба следует делать выше, а в южных, чтобы исключить быструю потерю влаги, ниже.

Хорошо выручают такие грядки в местах, где часты весенние затопления участков.

Благодаря большому, порядка 30 см, слою органических остатков в огороде Лядова, идет постоянный процесс перепревания, а значит, температура в глубине короба оказывается повышенной, но не критичной. Растения быстрее дают дружные всходы и начинают плодоносить.

Обустройство теплицы на основе грядки по методу Игоря Лядова

  1. Вдоль длинных сторон грядки друг напротив друга на расстоянии не более метра устанавливают колышки.
  2. На эти колышки надевают концы пластиковых труб так, чтобы над грядкой получились дуги.
  3. Конструкцию накрывают пленкой или иным материалом, получая теплую укрытую грядку для раннего выращивания самых разных овощных культур и ягод.

Система узких грядок, используемая на огороде Игоря Лядова, позволяет намного удлинить срок вегетации растений и получать стабильно высокие урожаи, не обращая внимания на погоду и особенности садово-огородного участка.

Важно, что для обеспечения вентиляции и должного простора растения на такие грядки высаживают в шахматном порядке. Крупные культуры, например, капусту или баклажаны высаживают в два ряда, а более мелкие, такие как редис или лук, в четыре.

Подкормка огорода

Автор методики считает, что восстанавливать плодородие смеси в коробе можно не с помощью химических добавок, а посредством собственноручно приготовленных настоев, в состав которых входят дрожжевые грибки и молочнокислые бактерии. Закваской для смеси может служить обычная брага.

На три литра колодезной воды берут пять столовых ложек сахара и пакет сухих хлебопекарных дрожжей. Жидкость после двух или трех дней брожения можно добавлять в общую емкость, хранить же ее лучше на холоде, чтобы грибки не погибли.

Рецепты подкормки от Игоря Лядова

Все рецепты рассчитаны на двухсотлитровую емкость. Составы настаиваются не меньше недели, а при использовании разводятся, как минимум в два раза, в случае травяного состава, и еще больше при использовании помета или навоза.

  1. Для первой смеси потребуется:
    • лопата просеянной золы;
    • половина ведра навоза или птичьего помета;
    • ведро перегнившей соломенной подстилки или опавших листьев;
    • лопата дерновой земли, перегноя или перепревшего компоста;
    • лопата чистого песка;
    • один литр кисломолочного продукта или сыворотки;
    • три литра браги.
  2. Для второго настоя на две трети наполняют емкость сорняками или скошенной травой, добавляют две лопаты просеянной золы. Теперь можно залить смесь водой и закрыть бочку пленкой. Через две недели средство готово, но перед использованием его разводят 1 к 10.
  3. Третья смесь включает треть бочки помета или навоза, который заливают чистой водой и также настаивают до двух недель. Настой на навозе разводят 1 к 10, а смесь с пометом в пропорции 1 к 20.

Корни растений на замечательном огороде Игоря Лядова всегда обеспечены всем необходимым для роста и плодоношения, а вырабатываемый бактериями углекислый газ, не расходуется попусту, а тут же поступает к корням. Свою роль играет и выделяемое тепло, дающее возможность получать гарантированные ранние урожаи.

Органическое земледелие, за которое ратует Лядов, позволяет забыть о химических добавках, проводить щадящую обработку почвы и неизменно радоваться полезным качественным плодам своего труда, не думая, что после их выращивания почва теряет плодородие и скоро оскудеет.

Дидактическая игра «Чудо-огород»

Инна Абакаева
Дидактическая игра «Чудо-огород»

Подготовила:

Абакаева Инна Ивановна

2017-2018г.

Пояснительная записка:

Достижением человека является – речь. Для того, чтобы малыши овладевали речью их надо этому учить.

Для эффективного развития речи младших дошкольников была изготовлена мною дидактическая игра «Чудо-огород» ,она затрагивает такие темы как лексических тема «Овощи» и «Фрукты», данная игра

предусматривает применение специальных заданий для накопления

сенсорного опыта, развития внимания, памяти, речи. Также во время игры

происходит активизация и развитие мелкой моторики рук, что способствует

развитию активной и пассивной речи. Во время игры у ребенка

расширяется словарный запас, развивается слуховое внимание,

правильное произношение слов.

В процессе игры ребенок хорошо усваивает сведения о фруктах и овощах,

когда он может не только созерцать, но и активно действовать.

«Чудо-огород»

Дидактическая игра «Чудо — огород» предусматривает применение специальных заданий для накопления сенсорного опыта, развития памяти, внимания, речи у детей раннего дошкольного возраста и младших школьников.

Описание игры: дид. игра » Чудо-огород» представляет собой набор

из фетра. Это самостоятельная дидактическая игра для индивидуальной работы с ребенком, которая имеет свои задачи и

свое задание, а также дополнительные картинки для выполнения этого

задания.

Правила игры: игра предназначена для индивидуальной работы с одним

ребенком при участии педагога.

Вид игры: познавательно – практический.

Участники игры: воспитатели – дети – родители.

Продолжительность использования дидактической игры:

9 месяцев (с 2 сентября по 16 мая 2015 года)

Актуальность дидактической игры: «Чудо — огород» — отличный способ закрепить знания о сезонных изменениях, расширить знания об овощах, обобщить знания о полезных свойствах зелени и овощных культур, развить познавательные и творческие способности детей.

Цель игры — знакомить детей с внешним видом и названием овощей и фруктов, развивать умение сравнивать предметы и группировать их по общему признаку, закреплять знание основных цветов. Врезультате использования данной игры повышается уровень речевого развития; развивается внимание, память.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, труд, чтение художественной литературы, музыка.

Задачи:

— Приучать детей слушать взрослого, следить за тем, что он делает и

показывает, подражать его словам и действиям, выполнять задание;

— Обогащение словаря детей существительными, обозначающими название

фруктов и овощей; прилагательными, обозначающими цвет, величину

предмета;

— Формирование умения отвечать на вопросы «что?», «какой?», «где?»;

— Закрепление знаний об основных цветах;

— закреплять понятия «один», «много»;

— учить детей различать количество предметов (один- много);

— закреплять у детей понятия «большой», «маленький»;

— развивать умение у детей формировать группы однородных предметов;

— Развитие мелкой моторики рук;

— Развитие слухового внимания, голосового аппарата у детей, памяти.

Программные задачи:

1. Познание: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление.

2. Социализация: учить бережно относиться к природе. Закреплять новые знания с опорой на жизненный опыт.

3. Коммуникация: обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы.

4. Художественное творчество: продолжать развивать мелкую моторику рук, закрепить основные цвета.

5. Труд: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым, учить детей ухаживать за растениями.

6. Чтение художественной литературы: знакомить с художественными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.

7. Музыка: знакомить с музыкальными произведениями, связанными с тематикой проекта (хороводные игры, песни, развивать эмоциональную отзывчивость, певческие навыки, музыкальные способности.

Основные принципы работы.

Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.

Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.

Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к труду.

Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагоги – дети – родители:

Дети.

Закрепление и расширение знаний детей об огороде и культурных огородных растениях Оренбургской области Сахарная (свекла, посевной горох и др.) формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.

Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.

Формирование разносторонних знаний о растениях, овощах и фруктах, плодовых деревьях.

Возрастание речевой компетенции:

— Сравнивать овощи и фрукты по нескольким признакам.

— Отвечать на вопросы, делать простейшие выводы.

Развитие познавательных и творческих способностей.

Родители.

Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Педагоги.

Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методик работы с детьми.

Предварительная работа.

— Ознакомительная консультация детей относительно назначения дидактической игры.

— Приобретение материала для изготовления пособия.

— Выставка книг с русскими народными сказками, стихами, рассказами о растениях, овощах и фруктах.

— Подбор методической, справочной, художественной литературы по тематике дидактической игры.

— Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток.

— Раскрашивание картинок «Овощи», «Фрукты».

— Чтение художественной литературы (русской народной сказки «Репка», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи», сказки С. Маршака «Чиполлино» и т. д.)

Практическая часть игры.

— Беседа «Что такое огород и что на нем растет»

— Творческая деятельность: игра — драматизация по русской народной сказке «Репка», разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен и т. д.

План экспериментальной деятельности.

Земля.

Беседа: «Узнаем: какая земля».

Цель: Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)

Материалы, оборудование: земля в контейнере.

Вода.

Беседа: «Вода и растения».

Цель: Выявить, насколько вода необходима для растений.

Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений. (один проросток поливают, другой нет).

Человек.

Беседа: «Человек и растение».

Цель: Выяснить насколько растение нуждается в уходе.

Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений (одно растение получает уход, другое нет).

По реализации дидактической игры «Чудо-огород» были получены следующие результаты:

— Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.

— У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных.

— Ребята стали бережнее относиться к растительному миру.

— Дети стали более уважительно относиться к труду.

— Дети приняли активное участие в игре «Чудо-огород».

Ход игры.

Первое задание – педагог-логопед показывает ребенку две грядки из фетра, на одной грядке растет морковь, а на другой – капуста. Педагог рассказывает

стихотворение про овощи, показывая их на картинке. Ребенку даются

дополнительные шаблоны из фетра, моркови и капусты. Далее

дается задание – посадить морковь и капусту на свою грядку. После того,

как ребенок выполнит задание, ему задаются вопросы (какие овощи растут

на грядке? Какого цвета морковь, капуста? Сколько у тебя морковок в руке,

сколько на грядке?

Второе задание – педагог-логопед показывает ребенку картинку, на которой

изображены два дерева, где растут фрукты (вишня и слива). Взрослый

читает ребенку стихотворение про эти фрукты и предлагает ему собрать

урожай вишен и слив в свою корзинку. Ребенку даются две корзинки под

урожай. После выполнения задания педагог задает вопросы ребенку

(Какого цвета слива, вишня? Где растут эти фрукты? Сколько слив у тебя в

корзинке, сколько осталось на дереве).

Третье задание — воспитатель показывает картинку ребенку, где

изображены два дерева с большими и маленькими красными

яблоками. Далее ребенку рассказывается стихотворение про яблоко и

дается задание – разложить большие яблоки в большую корзинку, а

маленькие – в маленькую. Ребенку даются две корзинки. После

выполнения задания педагог задает вопросы ребенку (какого цвета

яблоко? Какой величины яблоко ты видишь? Что растет на дереве)

Четвертое задание – педагог показывает ребенку две банки. Педагог

объясняет ребенку то, что фрукты и овощи раскладывают в банки и

запасают на зиму. Далее ребенку предлагается разложить овощи и фрукты

по своим банкам (овощи – в одну банку, а фрукты – в другую). После

выполнения задания задаются вопросы (Какие овощи (фрукты) ты видишь

перед собой? Какого цвета огурец, помидор, яблоко, груша и т. д.).

Результат: в результате использования данной игры в индивидуальных

видах работы с детьми повышается уровень речевого развития,

развивается память, внимание. Мы стараемся разнообразить игровые

задания, дети с удовольствием и интересом их выполняют.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Картинный материал

Расскраски на тему: «Чудо-огород»

Список литературы

Список использованной литературы:

1. info@ligakulinarov.ru

2. Сулейманов Г. «Аптека на грядках», Пермь, Редакционно – издательское предприятие «Полипринт», 1992г.

3. Боровой Б. М. «Аптека на грядке», Ленинград, Лениздат, 1972г.

4. Мазнев Н. И. «Аптека на грядке. Овощи от 100 болезней», Дом 21 век, Рипол Классик, 2011г.

5. Рычкова Ю. В. «Аптека на огороде. Лекарственные растения на вашей грядке», М.:РИПОЛ Классик, 2005г.

6. Интернет ресурсы:

Огород Игоря Лядова – чудо, посильное каждому

Экология потребления. Усадьба: Главное преимущество метода – это повышающаяся практически в два раза урожайность…

Чем дольше земельный участок используется для выращивания сельскохозяйственных культур, тем менее плодородным он становится.

Урожаи падают, сколько бы сил в них не было вложено, а то, что удается вырастить, не радует ни качеством, ни количеством.

С этой же проблемой столкнулся и проживающий на Дальнем Востоке России Игорь Лядов, как и многие огородники проводящий немногочисленные выходные на своем дачном участке. Мириться с падением урожайности с самыми передовыми технологиями Лядов не стал, а решил приложить все силы, чтобы вернуть земле плодородие и достичь высокой урожайности при наименьших трудозатратах.

Урожайные грядки Игоря Лядова. Раскроем все секреты

Теплые, высокие, коробчатые – это все названия грядок, придуманных русским овощеводом-любителем Игорем Лядовым. За основу он взял метод Митлайдера, при котором перекопка осуществляется только конкретной полосы, на которой будет выращиваться культура.

Игорь Лядов со своим урожаем

В чем выгода грядок Лядова

По сравнению с обычными грядками, высокие грядки из удивительного огорода Игоря Лядова обладают массой достоинств:

  • уменьшение трудозатрат на рыхление, прополку, перекопку;
  • защита растений от вредителей и инфекционных болезней;
  • практически полное избавление от сорняков;
  • обеспечение качественного дренажа;
  • меньший расход воды;
  • отказ от искусственных удобрений;
  • лучшее прогревание земли весной;
  • повышение урожайности;
  • ранний сбор урожая.

Освещаемые со всех сторон растения получают максимум энергии, необходимой для синтеза органических веществ, они хорошо вентилируются и омываются дождевой водой.

Коробчатые грядки легко монтируются и также просто разбираются, облегчают планирование участка и отнимают меньше времени, чем традиционные, с их помощью можно легко нивелировать большие уклоны на участках.

Для организации грядок Лядова требуется намного меньше плодородной почвы и дают возможность выращивать овощи, ягоды и зелень даже на участках с низким качеством грунта (каменистые или песчаные почвы).

Вот такой чеснок выращивает Игорь Лядов на своих грядках

Что можно выращивать на теплых грядках

Теплые грядки пригодны для выращивания таких культур как:

  • картофель;
  • помидоры;
  • баклажаны;
  • перец;
  • свекла;
  • редис;
  • репа;
  • редька;
  • морковь;
  • капуста;
  • лук;
  • чеснок.

Также на теплых грядках альтернативного огорода можно растить зелень – салат, шпинат, петрушку, укроп, базилик и пр.; бобовые – фасоль, горох; ягоды – клубнику, землянику. Для выращивания огурцов необходимо, конечно, устроить опоры, чтобы растениям было за что цепляться.

Как устроена высокая грядка

Устройство грядок Игоря Лядова

Первое, что необходимо сделать, перед началом обустройства грядок по методу Игоря Лядова – запастись необходимым материалом. Вам понадобится брус для каркаса, доски для обшивки, картон, песок, растительные остатки (кукурузные листья, солома, измельченная трава). Также желательно иметь перепревший навоз или птичий помет для удобрения, а если вы хотите выращивать клубнику, то нужна черная пленка. Ну и для мульчирования дорожек между грядками – опилки или другой материал, на котором не очень любят размножаться паразиты растений.

Располагать грядки Игорь Лядов рекомендует с севера на юг. В качестве удобрений желательно использовать золу, навоз, помет птиц, перегной и другие естественные подкормки. Небольшая площадь грядок может способствовать аккумулирующему эффекту при внесении химических удобрений, что крайне нежелательно.

Сам Игорь делает грядки из бревен, которые прибиваются друг к другу. Ширина грядки – от 80 см до 1 м 20 см. Чем жарче климат, тем больше должна быть ширина.

Если у вас нет под рукой бревен, то можно использовать доски, которые прибиваются к каркасу из брусьев. Есть огородники, делающие высокие грядки и из камня, но это, во-первых, дорого, во-вторых, трудоемко, в-третьих, такие ограждения труднее демонтировать и, соответственно, сложнее менять расположение грядки.

Красивые высокие грядки по Игорю Лядову

Землю (плодородный слой) желательно срезать и отложить рядом с будущей грядкой, поскольку она еще пригодится. Короб необходимо побелить или покрасить, чтобы земля в нем не перегревалась, а сама обшивка меньше повреждалась насекомыми.

Дно будущей грядки выстилают картоном. Он будет выполнять функцию барьера для многолетних сорняков и различных вредителей. Картон покрывают дренажом, роль которого играет пятисантиметровый слой песка. Сверху выкладывают довольно толстым слоем, но не доходя сантиметров 10-15 до краев обшивки, кукурузные и подсолнечные листья и стебли. Поверх этих остатков кладут такой же слой измельченной ботвы сельхозкультур и сорняков-однолетников.

Технология заполнения грядок

Обеззараживать и удобрять слой растительных остатков Лядов рекомендует травяными настоями (бочка на две трети заполняется измельченной травой, засыпается двумя лопатами золы, заливается водой), которые настаиваются в темноте 2 недели, под пленкой, а затем разбавляются 1 к 10 водой перед поливом.

Органическое удобрение изобретатель готовит тремя способами.

На 200-литровую канистру или бочку:

  • зола – 1 лопата;
  • навоз – половина ведра;
  • ведро перепревшей соломы или листовой подстилки;
  • земля – 1 лопата;
  • песок – одна лопата;
  • простокваша или сыворотка – 1 л;
  • 3 литра бражки, которая готовится в течение 2-3 дней в тепле из 3 л воды, 5 столовых ложек сахара и щепотки дрожжей;
  • вода – до верха канистры.

Настаивать под пленкой неделю, изредка перемешивая. Перед использованием полученный настой разбавлять наполовину.

2. Бочка заполняется на две трети свежим навозом и заливается водой. Настаивается две недели (под пленкой), перед поливом разводится водой в соотношении 1/10.

3. Куриным пометом емкость заполняют на одну треть, заливают водой, настаивают под пленкой 2 недели, перед применением разбавляют 1/20.

После полива этими настоями на грядку насыпают слой земли, толщина которого приблизительно 10 см. И все – высокая грядка готова.

Помните, что при посадке растений в такие грядки необходимо мульчирование, поскольку из пышной земли будет быстрее испаряться влага. И готовьтесь к замечательному урожаю.

Каждый, кто работает на земле, знает, насколько тяжел этот труд. Все садоводы и огородники мечтают о том, чтобы в их саду было красиво, аккуратно и сорняки не росли с огромной силой и скоростью, а любимые посадки были крепкими и радовали большим урожаем. А вот простому дачнику с Дальнего Востока Игорю Лядову удалось воплотить эту мечту в реальность. Он сумел построить такие грядки, в которых не растут сорняки, а почва богата органикой, растения не создают друг другу конкуренции за свет, воду и питательные вещества.

Грядки Игоря Лядова построены по методу американского садовода и огородника Джейкоба Митлайдера – они узкие, а дорожки между грядками, напротив, широкие, создающие простор и хорошее проветривание для растений. Но Игорь Лядов в своем методе пошел дальше, и дополнил узкие грядки органическим, природным земледелием. Для этого он возводит на грядках высокие короба из досок или бревен, закладывает в них органический материал и почву, обязательно свободную от семян сорняков, а для стимуляции утилизации органики, подпитывает полезную микрофлору почвы. Ниже будет подробно рассмотрена технология создания грядок Игоря Лядова.

Преимущества грядок Лядова по сравнению с обычными низкими грядками

  • получение здорового и экологически чистого урожая, поскольку химикаты и удобрения не применяются;
  • значительное сокращение затрат труда и времени на обработку грядок и уход за растениями;
  • урожайность сортов увеличивается в 1,5 раза, а гибридов – в 2 раза;
  • растениям обеспечивается дренаж воды, нет застоя и развития гнилостных процессов, корни обеспечены воздушным питанием;
  • экономия поливной воды;
  • отсутствие сорняков на грядке;
  • из-за активной работы микроорганизмов грядки разогреваются, весной на них можно раньше сажать культуры и собирать более ранний урожай;
  • легкость сборки, дешевизна органических материалов, нет нужды покупать дорогие удобрения;
  • вне зависимости от типа основной почвы, грядки все равно будут обладать высоким плодородием;
  • всегда порядок на участке, высокая декоративность гряд.

В обустройстве грядок по методу Игоря Лядова виден лишь один недостаток: первоначально нужно приложить усилия, чтобы соорудить короба и найти деревянные доски или бревна, можно использовать старые деревянные столбы, широкие доски от старого пола или ограды, нет надобности в новых материалах.

Что выращивают на грядках Игоря Лядова

Гряды с большим количеством растительной органики, с хорошей влаго- и воздухопроницаемостью, оптимальны для развития корней картофеля, томатов, баклажанов, перцев. В таких условиях хорошо формируются корнеплоды редиса, репы, редьки, дайкона, моркови. Хорошие условия создаются для капусты, зеленого и репчатого лука, чеснока, земляники, зеленных культур (всех видов салата, петрушки, укропа, шпината, базилика). Хорошо себя чувствуют на органике растения из семейства Тыквенные: огурцы, кабачки, патиссоны и тыквы.

Как построить высокие грядки по методу Игоря Лядова

Для обустройства высоких гряд понадобятся следующие материалы:

  1. Брус для каркаса;
  2. Доски для внешней обшивки гряд;
  3. Картон для внутреннего покрытия дна грядки;
  4. Песок;
  5. Растительные остатки с грубыми волокнами (от кукурузы, подсолнечника, солома зерновых культур)
  6. Растительные остатки травы, овощей (морковная ботва) и другие;
  7. Мульчирующий материал для дорожек: опилки, солома, старые газеты;
  8. Органические удобрения: перегной, перепревший коровий или конский навоз, птичий помет;
  9. Из минеральных удобрений подойдет только зола.

Видео: грядки-короб своими руками по методу И.Лядова

Поскольку объем почвы в высокой грядке невелик, применять минеральные удобрения промышленного производства в ней не следует. Все удобрения производятся с добавлением балластных веществ, которые могут нести негативный эффект в небольшом объеме почвы. Кроме того, такие удобрения сдвигают кислотно-основное равновесие в кислую или щелочную сторону, что нежелательно.

Пошаговая инструкция по созданию высоких гряд

  1. Нужно расчистить участок, где будет устанавливаться грядка. Верхний плодородный слой почвы нужно снять, максимально очистить его корней сорняков и сложить его рядом. Эта почвы понадобится для укладки в нижний слой грядки.
  2. Сколотить каркас будущей высокой грядки. Ширина высокой грядки Игоря Лядова 80 см, в жарком климате ее можно увеличить до 120 см. Длина может быть произвольной. На участке Игоря Лядова грядки имеют длину 12 м. Бревна нужно уложить по периметру, соединить между собой гвоздями или болтами, не принципиально как будут выполняться соединения. Вместо бревен можно использовать каркас из брусьев и обшивать его досками. Расположение длинной грядки строго с севера на юг.
  3. Деревянный каркас короба необходимо побелить. Для этого прекрасно подойдет недорогая садовая побелка. Она предохранит деревянный остов от разрушения грибками и вредителями.
  4. На дно высокой грядки укладывается картон в один слой. Это барьерный элемент грядки, он защищает ее от прорастающих корней сорных растений, а также болезнетворных организмов, зимующих форм вредителей, которые могли присутствовать в обычной почве участка.
  5. Поверх картона насыпают песок слоем не менее 5 см. Он будет являться дренажом и буфером влаги, накапливать в себе ее излишки, а в засушливые периоды – отдавать ее.
  6. На песок укладывают растительный органический материал с грубыми волокнами. Понемногу нужно добавлять почвы, которую сняли сверху на участке. Тут же этот слой нужно обеззаразить. Игорь Лядов рекомендует для этого использовать травяные настои. Лучше всего их готовить в металлической или пластиковой бочке. На 2/3 бочку заполняют измельченными травами. Хорошо, если там будет присутствовать чистотел, тысячелистник, крапива, но можно использовать и любые другие травы. В смесь травы добавляют две лопаты растительной золы. Бочку до верха заполняют водой, плотно накрывают и оставляют на 2 недели. Этот настой нужно выполнять в теплую погоду, например, в конце лета. Перед поливом этот настой разбавляют водой в соотношении 1:10.

Помимо чисто травяных настоев с золой, в смеси можно добавлять молочные продукты, органику животного происхождения, почву и песок. Все эти составные части добавят микроорганизмы, принимающие активное участие в аэробном разложении органического вещества почвы. Молочные продукты содержат полезные лактобактерии, а в навозе есть кишечная палочка. Эти микроорганизмы свойственны и человеку, в их присутствии болезнетворные организмы не развиваются. В почве механизм процесса такой же.

Рецепты травяных настоев Игоря Лядова

  • Настои готовятся в 200-литровой бочке: Растительная зола – в объеме одной совковой лопаты; навоз крупного рогатого скота – половина ведра; перепревшая солома или листовая подстилка – одно ведро; садовая земля – одно ведро; речной песок – одна совковая лопата; молочная сыворотка или простокваша – 1 л; дрожжевая бражка – 3 л. Смесь залить водой до верха бочки. Оставить плотно накрытой на одну неделю. В течение этого времени настой можно перемешивать для наилучшего брожения.
  • Как приготовить дрожжевую бражку. На 3 л свободной от хлора воды добавляют 5 столовых ложек сахара-песка и щепотку дрожжей. Раствор выдерживают в тепле в течение 2-3 дней. Перед использованием на грядку настой необходимо разбавить поливной водой пополам.
  • Бочку на 75 % заполнить свежим коровьим навозом, залить до верха водой. Настаивать плотно закрытой в течение двух недель. Перед поливом этот раствор нужно развести в соотношении 1:10.
  • Бочку на 30 % наполнить свежим куриным пометом, до верха залить водой и настаивать не менее двух недель, плотно закрытой. Перед поливом настой нужно развести в 20 раз.

После полива грубоволокнистой массы, поверх нее добавляют мягкие растительные остатки, например, морковную ботву, измельченные листья сорняков. Нужно следить, чтобы в смесь не попали семенники трав, иначе на теплом субстрате они начнут быстро прорастать и в итоге забьют собой всю грядку, не давая возможности развиваться овощам.

Поверх травяных слоев добавляют плодородный грунт слоем 15-17 см и все, грядка готова. Чтобы сократить испарение влаги с плодородного слоя почвы, его лучше закрыть мульчей. Это может быть черная пленка, листовой опад, хвоя, перегной или торф. Почва в такой грядке мало уплотняется, поскольку грубые растительные волокна требуют больше времени на разложение, растения кукурузы и подсолнечника в своих тканях имеют поры с кислородом и влагой. Не стоит опасаться того, что растительные материалы могли быть заражены грибками бактериями, возбудителями болезней растений. Микроорганизмы, которые перерабатывают растительные ткани, вызывают гибель всех болезнетворных организмов в почве и на растительных остатках. В этом и состоит процесс самооздоровления экологически чистой почвы. Вот почему важно беречь почвы от загрязнения химическими веществами и пестицидами.

Агротехника Игоря Лядова способствует восстановлению природного почвенного плодородия, создает чистые продукты, полезные для здоровья человека. Такая технология интересна молодежи. Работа не создает много трудностей, на грядках не запачкаешься, остается время для отдыха и развлечений. Грядки с бревенчатым или брусковым остовом долговечны, могут служить до 10 лет. В регионах с дождливым климатом высокие грядки – это спасение от затоплений.

Как обустраивать проходы и дорожки между высокими грядками

Проходы между высокими грядками очень важно оставлять широкими. Вся эта площадь добавляется к площади питания растений, и никак иначе. Отсюда приходит к растениям воздушное питание, а также микроорганизмы из почвы. Дорожки лучше замульчировать так, чтобы не было свободно открытой почвы. Для этого подойдут опилки, отрезки рубероида, старые газеты, песок. Если влаги достаточно, можно посеять газонную траву, устойчивую к вытаптыванию, и регулярно скашивать ее триммером.

Технология выращивания овощей на теплых грядках Игоря Лядова

Рассада овощей, земляника высаживается в два ряда, ближе к краю высокой грядки. Растения лучше располагать в шахматном порядке. Если будут высокие томаты, огурцы, но нужно сделать шпалерный каркас из деревянных досок. Для надежности доски должны быть сколочены по верхнему периметру. Растения нужно формировать, чтобы каждый плод получал нужные ему лучи солнца.

Лук, морковь, свекла, зелень может выращиваться в четыре ряда, каждая пара рядов поближе к краю грядки. Ряды удобно пропалывать, обрабатывать, растениям хватает света и питательных веществ. Легкая структура грядки не препятствует корнеплодам легко проникать вглубь, они растут длинными и ровными. Если на грядке были ранние овощи, например, редис, и на место редиса больше нечего посадить, то лучшее, что можно посоветовать в этой ситуации – посеять сидераты, а осенью грядку перекопать.

В конце лета или осенью отслужившую грядку разбирают, растительные отходы, которыми она забивалась, превратились в перегной, его нужно использовать для мульчирования. Если картон на дне грядки значительно поврежден, его заменяют новым и снова набивают грядку по описанной схеме. К весне грядка будет готова для новых высоких урожаев.

Усовершенствованный метод «Лядов + Курдюмов + Анаэробика»

Технология высоких грядок вполне схожа с таковой автора Курдюмова. Но в последнем случае гряды значительно выше – до 0,8 м. В боковых стенках такой грядки обустраивают отверстия для стока излишней поливной воды. В герметично укупоренных грядках идут анаэробные процессы. Но они, на самом деле, не приоритетны. Если в грядке будут отверстия и открытый доступ воздуха, то процессы внутри пойдут аэробные, что также хорошо для растений.

Грядки Лядова отлично работают в теплице

Опыт огородников, занимающихся тепличными культурами и опробовавших грядки Лядова в теплицах, свидетельствует о их высокой эффективности. Теплый биологический субстрат грядок для растений позволяет сэкономить на обогреве теплицы, внесении удобрений и борьбе с болезнями. Особенно удаются в теплицах осенние и весенние томаты. Для летних лучше обустраивать гряды в открытом грунте. Как известно, в теплицах действие химических препаратов усилено тем, что пространство закрыто. Грядки Лядова позволяют отказаться от опрыскиваний химикатами, а значит, вырастить полезный для здоровья урожай.

Попробовав грядки Лядова хоть однажды, большинство дачников уже не хотят возвращаться к своим старым обычным грядкам и расставаться с высокими урожаями!

Поделиться «Теплые грядки и удивительный огород Игоря Лядова»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *