Ребенок боится собак

Детская психология. Как помочь ребёнку не бояться собак

С помощью каких психологических приемов можно побороть свои страхи, если вы или ваш ребенок боитесь собак? Кинофобию можно относительно легко вылечить. Особенно у детей. С взрослыми сложнее — не потому, что они сложнее устроены, а потому, что часто не верят, что им можно помочь. А ведь можно.
Если с вашим ребенком случилась какая-то неприятность: его укусила собака, или просто испугала, или это была не собака даже, но что-то случилось, и ребенок теперь боится собак или других каких-то животных, — ему с этим можно помочь. Не нужно думать, что это теперь навсегда. Это вполне себе поправимо, хоть придется над этим и поработать. То же самое касается вас самих — так считают Сэйди Ф. Динкфельтер (Sadie F. Dingfelder) и Томас Оллендик (Thomas Ollendick) — известные детские психологи, специализирующиеся на кинофобии (боязни собак).
Многие взрослые, стесняются и часто скрывают, что боятся собак или других животных, и совершенно уверены, что с этим ничего нельзя поделать: нужно просто смириться и никому не рассказывать. На самом деле от страха — какого угодно, и тем более страха перед животными можно избавиться в любом возрасте,
И в любом возрасте принцип, по которому это делается, остается в общем-то одним и тем же.
1. Не осуждайте
Первое, что нужно делать, если ваш ребенок боится собак, — перестать его осуждать и стыдить. Делайте скидку на размеры своего ребенка. Это для вас собака — для него это огромная лошадь. Разве странно, что он ее побаивается? И вообще, малыш должен понять, что он может прийти к вам с любыми своими проблемами и страхами, даже со «стыдными». И вы его защитите от чего угодно. В том числе и от любой собаки. Как только про это договорились, идем дальше.
2. Страх нужно проговорить…
И что намного важнее — принять. Проходя мимо очередной собаки, возьмите ребенка за руку, скажите, что он в безопасности по той простой причине, что он с вами, а ведь вы его не дадите в обиду и защитите от любого самого-самого страшного зверя. И теперь, когда он в безопасности, поговорите. Добейтесь того, чтобы ребенок внятно артикулировал — он боится собаку. Боится. Ок. Теперь идем дальше.
3. Следите за своими словами
Последите за тем, какие слова вы используете, когда разговариваете с ребенком о собаках. Лучше не говорите, что эта собака не злая, и — что особенно важно — никогда не указывайте на то, что собака не кусается.
«Не бойся, эта собака не кусается» — избегайте этой фразы.
Собака может быть доброй, хорошей, спокойной — все прилагательные русского языка в вашем распоряжении, но не нужно обсуждать степень ее потенциальной «некусачести». Не нужно вообще делить собак на тех, что кусаются и не кусаются.
4. Сокращайте расстояние
Придумайте какой-нибудь маршрут, который заставит вас периодически гулять с ребенком, например, недалеко от собачьей площадки. Крепко держите при этом малыша за руку (если он еще маленький — возьмите его на руки) и напомните ему, что он под вашей защитой и в абсолютной безопасности.
Всякий раз очень ненамного сокращайте расстояние от собачьей площадки. И если даже это метр, обращайте внимание ребенка на то, что вы сегодня прошли намного ближе к собакам, чем обычно (даже если это было совсем ненамного), и как вы гордитесь тем, что он был такой смелый. Сделал это — и не испугался (даже если испугался).
5. Не обращайте внимания на время
Ваша конечная цель заключается в том, чтобы ребенок перестал бояться собак. И неважно, сколько у вас уйдет на это времени. Кому-то достаточно будет и недели, а у кого-то уйдет целый год. Не имеет значения. Никогда не считайте, сколько прошло времени с того момента, как вы начали работать над преодолением детского страха. Не нужно раздражаться и беспокоиться. Ваше беспокойство передастся ребенку, и это только отдалит вас обоих от цели.
6. Разговаривайте
Сколько бы у вас на это ни ушло времени — вы молодец и уже дошли до того, что можете пройти с ребенком прямо рядом с бортиком собачьей площадки. И он хотя и сжимает вашу руку изо всех сил, но не плачет и даже не торопит вас, если вы замедляете шаг (а вы постепенно замедляйте).
Ваша задача — прийти к тому, чтобы вы с малышом могли остановиться у площадки и понаблюдать за тем, как играют собаки.
Разговаривайте с ребенком. Подмечайте смешное, веселое, красивое. Может, там есть какая-то особенно игривая или особенно маленькая собачка. Может, вы слышали, как ее зовут? Или вы можете придумать ей секретную кличку? Разговаривайте с ребенком о собаках.
7. Будьте во всем первым
Когда мини-победа одержана и вы уже можете остановиться и наблюдать за собаками — сделайте следующий шаг. Оставьте ребенка на безопасном расстоянии, а сами подойдите к собаке и, с разрешения хозяина, погладьте ее. Или даже поиграйте с ней.
А потом опять вернитесь к ребенку и идите по своим делам, параллельно делясь впечатлениями. Расскажите, каково это было — погладить собаку.
В первые несколько раз даже не предлагайте ребенку последовать вашему примеру. Пусть все выглядит так, будто это он приводит вас поиграть с собаками, а не вы его.
8. Пора гладить собаку
Для этой стадии идеально было бы, конечно, найти знакомого с собакой. Поспрашивайте друзей — кто-то наверняка является хозяином тихой спокойной собачки. Если нет такой возможности, поищите вменяемого человека с собакой на той же игровой площадке. Как и в прошлый раз, сначала сами погладьте животное, но в этот раз предложите и ребенку
сделать то же самое. Если он откажется — не настаивайте.
И так, пока ребенок не согласится. Возьмите его руку в свою и погладьте собачку вместе и только по спине. К собачьей голове — а это самая страшная часть собаки — подходить в первый раз не нужно.
Как обычно, один раз погладили — и все, сегодня больше никого не гладим.
Победой будет, если ребенок погладит собаку по спине уже сам. Обсудите, какая собака — лохматая, пушистая, теплая. Не нужно говорить о том, какая она страшная или не страшная. Не используйте этих слов вообще.
Если вам удалось добиться того, что ребенок погладил собаку сам хотя бы разок — вы великий родитель и вы победили. Теперь готовьтесь к тому, что ребенок попросит купить ему сами знаете кого.
Елена Осипова

Ребенок боится собак: советы психолога

Несколько рекомендаций о том, как научить ребенка не бояться собак:

  • Объясняйте любую ситуацию, приводя логичные аргументы, понятные малышу.
  • Учите правильно вести себя в разных ситуациях: отбрасывать мяч, если его хочет выхватить пес; обходить маму-собачку с щенками, так как она их охраняет; спрашивать разрешения войти в дом, откуда слышен лай; не кричать на зверя, не размахивать перед ним руками; не провоцировать питомца, вести себя спокойно.
  • Приведите позитивные примеры дружбы между человеком и псом. Расскажите о необычных четвероногих созданиях: собаках-врачах, спасателях, ищейках, поводырях.
  • Посмотрите вместе киноленты с собаками и кошками в главных ролях: умными, добрыми, верными.
  • Детей постарше можно взять на дрессировочную площадку — посмотреть, как тренируют питомцев. Веселое интересное мероприятие избавит малыша от неприятных мыслей.

Если вы видите, что ребенок уже меньше боится собак, предложите крохе погладить четвероногого друга. Выберите маленькую собачку или кошечку — уравновешенную и незлобную. Первыми заговорите с питомцем, прикоснитесь к нему, мягко скажите крохе сделать то же. Следите за реакцией зверя: когда ему надоест стоять или что-то не понравится, он может зарычать, оскалиться, уйти. Не допустите подобную ситуацию! Завершите общение на моменте общей приязни.

Все вышеперечисленные действия необходимо повторять, привлекая для общения новых собак и кошек разных возрастов и комплекции. Запаситесь терпением, не спешите, приложите усилия — и вам больше не нужно будет вводить в интернете запрос «ребенок боится собак и кошек: что делать».

Как научить ребенка не бояться собак?

Е.Н. Корнеева «Эти загадочные малыши»
(100 ответов на родительские «почему»).
Ярославль, «Академия развития», 1999.

Многие дети довольно часто боятся собак. Одни панически, до истерики, другие опасаются и предпочитают не связываться с ними, а предусмотрительно держатся подальше.

Что же такого страшного в этих животных, тысячи лет назад прирученных человеком?

Наш сын с двух лет боится собак. Увидит, затрясется весь. Отец приучает, приучает, чтобы, не трусил, не боялся, что уже взрослый парень, пять лет скоро будет. Подведет его к собаке, руку свою протянет. Смотри, говорит, меня же не кусает. А тот только упирается. Стоит, губу закусит, а потом заплачет жалобно.

Вчера вечером отпустила свою дочь погулять во двор. Пятнадцати минут не прошло, бежит назад вся в слезах. «Что случилось?» — кричу. А она только пуще заливается. Истерика на целых двадцать минут. Потом икота началась. Отец побежал на улицу выяснять что все-таки случилось. Ребята сказали, какая-то собака чужая прибежала, залаяла на нее.

Немецкий психолог Карл Бюллер считал, что развитию детей свойственно повторение некоторых форм поведения древних людей. Это своеобразные атавизмы. Например, боязнь змей или шерсти. Ядовитые змеи и хищные животные, покрытые густой шерстью, когда-то действительно представляли серьезную опасность для людей. У детей же эти страхи якобы остались, зафиксированные в древней памяти прошлых поколений. Однако такое объяснение не было признано удовлетворительным. Далеко не все дети испытывают подобные чувства. И почему атавистический страх шерсти действует в отношении собак и не срабатывает в отношении к кошкам? А ведь дикие кошки были не менее опасны для людей!

Еще одно объяснение этому попытались дать американские психологи. Они придерживаются теории социального научения и считают, что от рождения дети ничего не боятся. И только наблюдая поведение взрослых, они начинают подражать их реакциям. Если отец или мать напрягаются, вздрагивают при виде собаки, торопливо переходят на другую сторону улицы, то и ребенок начинает бессознательно воспроизводить их действия, а вслед за этим испытывать и соответствующие чувства. Однако практика показывает, что и теория социального научения не срабатывает в ста процентах случаев. Бывает, в семье все обожают собак, а ребенок, тем не менее, их боится.

Скорее всего, дошкольники сами приобретают психотравмирующий опыт, правда, часто не без помощи взрослых. Возможно, что пес слишком неожиданно появился в поле зрения ребенка, вызвав тем самым сильный стресс. А если собака при этом была страшной и стояла слишком близко, была крупных размеров или открыла зубастую пасть с высунутым языком, то реакция могла быть настолько сильной, что в дальнейшем сохранится на долгие годы.

Другим каналом поступления информации угрожающего характера является слух. Дети двух-трех лет отличаются особым любопытством. Им все хочется посмотреть поближе, пощупать собственными руками.

И вот в ответ на умиленный возглас «Ух, какая собаська!» и доверчиво протянутую ручонку малыш слышит громкий предупредительный лай или грозное рычание. Если же вслед за этим раздается взволнованный крик: «Отойди немедленно, сейчас укусит!», — то, скорее всего неприятные переживания надолго сохранятся в памяти ребенка, а возможно, станут причиной стойкой фобии.

Статистика показывает, что лишь 1,5—2% от общего количества детей, испытывающих чувство страха перед собаками, когда-либо подвергались нападению с их стороны: у кого-то собака порвала брюки или курточку, кого-то, играя, укусила так сильно, что выступила кровь, на кого-то набрасывалась с угрожающим лаем и рычанием или преследовала, не давая прохода. Но не зря же говорят: у страха глаза велики. Эти немногочисленные случаи многократно преумножаются в нашем воображении.

Отсюда берут начало поучительные истории и предостерегающие нравоучения типа: «Никогда не подходи к чужым собакам, а то — укусят!», «Немедленно собери все свои формочки, а то отдам их злой собаке, пусть грызет». Детская же фантазия преобразует их в настоящие кровавые сцены. Уж если крохотный комарик кусает так, что болит и чешется целую неделю, то что будет, если укусит этакая псина?!

Дети должны понять, что большие размеры животного не означают, что оно обладает свирепым нравом, а громкий лай и рычание пса свидетельствуют о его преданности, желании защитить хозяина или хозяйку или занятости едой.

Если стойкая фобия уже сформировалась, не пытайтесь призывами и уговорами избавить ребенка от нее. Обычно она проходит сама к восьми-девяти годам. Реагировать на слезы, плач, истерические действия детей лучше спокойно. Не надо ни о чем расспрашивать малыша. Рассказывая вам о случившемся, ребенок еще раз переживает неприятное, травмирующее событие. Лучше просто обнять малыша, побыть с ним какое-то время, попробовать отвлечь и успокоить его сиюминутными текущими делами или посторонними вопросами.

Не совсем корректно поступают и те родители, которые, стараясь побыстрее привести ребенка в нормальное состояние, обзывают собак, говорят, что они плохие, глупые, грозятся наказать их. При этом малыш может успокоиться, но его неприязнь к четвероногим созданиям лишь упрочится, а чувство страха станет еще сильнее.

Если уж вы решили во что бы то ни стало избавить ребенка от страха перед собаками, запланируйте на ближайшее время поход всей семьей на птичий рынок.

Пусть дети вместе с вами полюбуются разнообразием птиц, рыб, зверей. Непременно проведите какое-то время в рядах, где выставлены на продажу щенки различных пород. Как и любые детеныши, кутята очень милы. Их игра и возня или сонное барахтанье непременно вызовут у детей положительные эмоции.

Поспрашивайте их, кто им больше понравился. Возможно, ваш сын или дочь даже выразят желание иметь собственную собаку. Но не спешите сразу покупать ее, тем более дорогую, чистопородную. Просто порадуйтесь вместе с детьми той перемене, что произошла в сознании и поведении ребенка. Можно запланировать еще не одну такую семейную вылазку. Ведь не даром говорят, что клин клином вышибают.

А вот довольно интересный способ избавить своего ребенка от боязни собак демонстрирует известный актер Георгий Делиев:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *